Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Власти РФ готовятся к очередной корректировке бюджетного правила для наращивания расходов

(Данный материал был произведен в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине)

МОСКВА, 16 июн (Рейтер) - Второй день обсуждения темы нехватки денег у российских властей на фоне «спецоперации» Москвы в Украине и ответных западных санкций принес понимание, что заработавшее с 2023 года новое бюджетное правило может не уцелеть.

Возобновление очередной дискуссии о параметрах правила, на основе которого Минфин формирует бюджет, анонсировал в пятницу на Петербургском форуме министр экономического развития Максим Решетников, усомнившись в способности государства справиться с растущими потребностями при сохранении действующего механизма. Министр финансов РФ Антон Силуанов допустил временные отступления от бюджетного правила уже в этом году.

Днем ранее на похожей дискуссии, посвященной вопросу, где взять деньги в условиях падающих доходов от энергоносителей и растущих расходов казны, руководители Минфина, Минэкономразвития, ЦБР и экономического блока Кремля говорили о секвестре бюджета, признав необходимость сокращения трат, чтобы высвободить средства для увеличения расходов казны, которые власти в настоящее время считают более приоритетными. Первый вице-премьер Андрей Белоусов оценил в четверг потенциал оптимизации трат в 10-15% от общего объема бюджетных расходов, сообщал Интерфакс.

Однако в пятницу чиновники признали, что сами не сильно верят в успех.

«Мы действительно много об этом говорим, но как только мы подходим к принятию серьезных каких-то развилок, серьезных решений, то (начинается): »это не трожь, это надо, это поручение и так далее«, - сказал Решетников на деловом завтраке Сбербанка .

Другой возможностью для наращивания расходов может стать пересмотр ограничивающего траты бюджетного правила, сообщил глава Минэкономики.

»Очевидно, что второй источник, который будем сильно обсуждать - это опять бюджетное правило. Мы все равно к нему вернемся, потому что в тех параметрах, о которых мы договорились год-полтора года назад, мы дальше не пройдем«, - сказал он.

Позднее Силуанов в интервью РБК сказал, что временные отступления от правила могут быть в этом году.

»Если потребуется проводить больше расходов, то какие-то отступления от бюджетного правила без рисков для макроустойчивости, на мой взгляд, допустимы«, - сказал Силуанов, не сообщив детали.

После начала Россией »специальной военной операции« в Украине власти приостановили действие бюджетного правила, перестав копить деньги и направляя все дополнительные нефтегазовые доходы на расходы.

С 2023 года власти запустили модифицированную версию правила, которая в полной мере должна заработать в 2025 году и отличается большей мягкостью, позволяя тратить больше доходов и меньше сберегать.

АЛЬТЕРНАТИВ НЕТ

Глава первого по величине госбанка - Сбербанка - Герман Греф в пятницу назвал очевидным, что расходная часть бюджета будет расти, из чего, по его словам, бизнес делает вывод о том, что с 2024 года будет вновь увеличена налоговая нагрузка.

»Очевидно, что мы увидим в бюджете текущего года и, скорее всего, в бюджете на последующие три года увеличение расходов на национальную оборону и безопасность. Можно считать, что альтернатив здесь особых нет, это данность«, - объявил Греф, попытавшись добиться от чиновников экономического блока четкого ответа на вопрос, что все-таки собирается делать правительство - повышать налоги, наращивать госдолг или запускать массовую приватизацию.

Силуанов повторил, что резервы надо искать внутри бюджета, так как дальше расходы наращивать некуда. По его словам, за последние три года - с 2019 по 2022 год - власти уже увеличили расходы федеральной казны в 1,5 раза - с 18 до 29 триллионов рублей.

»Дыра« в федеральной казне по итогам пяти месяцев 2023 года составила 3,41 триллиона рублей, что на полтриллиона больше, чем предусмотрено законом о бюджете на весь 2023 год - 2,93 триллиона рублей, и чуть больше показателя за прошлый год, когда дефицит составил рекордные 3,29 триллиона рублей, или 2,3% ВВП.

»Если мы хотим больше расходов, надо понять, откуда возьмутся деньги. Деньги же из воздуха не бывают«, - сказал Силуанов.

»Либо мы будем увеличивать дефицит и, соответственно, инфляция и ставки, за это заплатят население и бизнес. Либо мы увеличим налоги, за это тоже заплатят и те, и другие, смотря какие налоги... Либо мы все-таки наши дополнительные расходы возьмем из действующего бюджетного пирога и сделаем так, что траты, которые сегодня есть, перенесем на потом, а включим то, что сейчас нам надо«.

Третий путь Силуанов считает самым правильным, но самым тяжелым.

»Это менее всего реализуемое, как практика показывает, к сожалению. Но именно так надо делать«, - сказал он.

Решетников согласился, что сокращений избежать не удастся.

»Думаю, что объем дополнительных потребностей, который будет заявлен, на этом цикле заставит нас все-таки к этому (приоритизации расходов) подойти. Вопрос, пойдем ли мы путем принятия жестких решений, когда мы что-то вырезаем, или пойдем путем, которым ходим обычно, когда мы все фронтально сокращаем и потом куда-то добавляем. Скорее всего, конечно, вторым пойдем в большей части. Он политически проще, это та реальность, которая есть«, - сказал Решетников.

Глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров подтвердил, что сокращение, вероятнее всего, будет пропорциональным, несмотря на предостережения главы ЦБР Эльвиры Набиуллиной.

»Неприоритетных отраслей у нас нет. Как у нас определяются приоритеты? Мы сначала всё у всех секвестируем, потому что денег не хватает, а потом кому-то тихо скромно и аккуратно добавим. Это и будут реальные приоритеты«, - сказал Макаров.

ПИРОГ

К теме повышения налогов власти обратятся в последнюю очередь, так как она неочевидная, сказал Решетников, допустив в то же время увеличение фискальной нагрузки, в том числе для граждан.

»Есть налоги на потребление, есть НДПИ, на сырьевые товары и так далее, все это надо будет смотреть«, - сказал Решетников.

»(Но) мне кажется, за всеми этими разговорами, налоги - это будет самое последнее. Мы не можем позволить себе остановить экономику, потому что, если делить с пирога нечего, то бессмысленно пытаться с бизнеса взять больше или с экономики, чем она может себе позволить«, - добавил он.

Помощник президента РФ Максим Орешкин повторил позицию про контрпродуктивность повышения налогов:

»Нам задачку-то нужно решать не в течение одного года, а на длительную перспективу. А если корову зарезать сразу, конечно, сыт ты будешь, но через год голод тебя настигнет«, - сказал он.

»Поэтому надо заниматься сложными вещами (приоритизацией расходов) и это и есть главный ответ на то, как нам не допустить увеличения инфляции при увеличении расходов«, - сказал Орешкин.

По мнению Решетникова, властям надо уйти от дискуссии повышать или не повышать налоги, и обратить внимание на более системные вопросы.

»Мы напринимали кучу неэффективных решений. У нас объем перекрестного субсидирования в разных отраслях исчисляется десятками и сотнями миллиардов рублей... Мне кажется, придется смотреть на все это гораздо шире и залезать в экономику в том числе естественных монополистов, потому что пирог-то один«, - сказал Решетников.

Наращивать государственный долг власти тоже планируют, признавая при этом существующие ограничения.

»Да, долг небольшой, и мы можем и будем занимать. Но в то же время госзаимствования - это же конкуренция за ресурсы, поэтому надо понимать, чем больше будет занимать государство, тем кто-то должен занимать меньше. Кто это будет? Потребительское кредитование, ипотека, бизнес? Эта дискуссия будет иметь место«, - сказал Решетников.

По словам Грефа, возможности для увеличения госдолга есть, но это »не бездонная бочка".

Силуанов в пятницу сетовал, что госбанки, которые стали основными покупателями российских рублевых облигаций после ухода нерезидентов, в последнее время неохотно покупают ОФЗ.

(Дарья Корсунская. Редактор Дмитрий Антонов)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку