Идея ввести налог на сверхдоход для крупных компаний принадлежит государству, а не бизнесу, сказал глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Он опроверг слова вице-премьера Андрея Белоусова, который накануне заявил об обратном. Об этом пишет РБК.
Ранее Белоусов сказал в интервью изданию, что бизнес сам предложил ввести так называемый налог на войну. «Я вам открою большую тайну: идея этого налога про 300 млрд рублей принадлежит бизнесу, а не государству <…> Они же умные и информированные. Они понимают, что у них колоссальные сверхдоходы за 2021 и 2022 годы. Гигантские просто. Больше, чем у бюджета. Они говорят: „Ребят, чем нам налоги повышать, давайте мы лучше скинемся и заплатим“», — говорил госчиновник.
По словам Шохина, события развивались иначе, а переговоры о налоге на сверхдоход — «более сложная история». Бизнесу «дали понять», что «неплохо было бы» поделиться с государством сверхдоходами «не меняя налоговой системы», заявил глава РСПП.
«Тогда мы начали в инициативном порядке генерировать саму технологию windfall tax (налога на сверхприбыль. — прим. TMT), но без большой помощи Минфина не обошлось», — сказал Шохин.
Именно Минфин предложил взимать «обязательный сбор» с суммы превышения прибыли за 2021–2022 годы над аналогичным показателем за 2018–2019 годы. Ведомству также принадлежит идея взимать налог по ставке 5% при оплате налога до конца года и поставке 10% при оплате в 2024 году. Минфин «очень не хотел это налогом называть», подчекрнул Шохин.
Ведомство подготовило соответсвующий законопроект, его внесли в Госдуму 13 июня.
Ранее Bloomberg сообщал со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, что как минимум часть дополнительных денег правительство намерено направить на расходы, связанные с войной в Украине. При этом от «налога на войну» освободили нефте- и газодобывающие, угольные компании и другие. Власти ожидают получить от крупного бизнеса 300 млрд рублей.