Двум видным единороссам — главе комитета Совета федерации по госстроительству Андрею Клишасу и главе комитета Госдумы по госстроительству Павлу Крашенинникову — доверили легализовать раздачу оружия российским преступникам и их отправку на войну против Украины.
Клишас и Крашенинников внесли в Госдуму законопроект, который фактически предусматривает амнистию для нарушителей закона, которые согласятся воевать против Украины. «Законопроект не противоречит, предусмотренным уголовным законодательством принципам, а правовой механизм освобождения от ответственности будет способствовать достижению целей наказания, а также обеспечит дополнительными возможностями комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации», — отмечают его авторы в пояснительной записке.
Внесенный законопроект похож на «акт амнистии», сказал «Агентству» адвокат «Первого отдела» Евгений Смирнов. При этом, по его словам, в нем есть явная ошибка — он предусматривает автоматическое условно-досрочное освобождение от наказания при поступлении на военную службу. Но по российским законам такое решение может принять только суд.
Амнистию предлагается распространить как на уже осужденных, так и на ожидающих приговора преступников, совершивших деяния небольшой или средней тяжести. Потенциально это сотни тысяч человек: согласно статистике судебного департамента, за первые шесть месяцев 2022-го российские суды осудили 274 687 человек, в том числе за преступления небольшой тяжести — 139 502 человека, за преступления средней тяжести — 55 906 человек. По данным ФСИН, на 1 января 2023 года в уголовно-исполнительной системе содержались 433 000 человек.
Клишас и Крашенинников предлагают также распространить амнистию на действующих военнослужащих, совершивших преступления с 21 сентября 2022 года, когда президент Владимир Путин объявил мобилизацию, и до дня вступления в силу предлагаемого законопроекта. Планируется, что он вступит в силу со дня его официального опубликования.
На сомнительных с юридической точки зрения основаниях российские преступники активно воюют в Украине уже почти год. С прошлого лета по конец 2022 года на войну в Украину, не глядя на тяжесть статьи, вербовала ЧВК «Вагнер». Зэкам обещали секретное помилование от Путина после 6 месяцев войны или серьезного ранения (13 июня 2023 года Путин на встрече с «военкорами» подтвердил, что подписывает указы о помиловании заключенных, завербованных на войну). Глава «Вагнера» Виктор Пригожин говорил, что таким образом ему удалось набрать около 50 000 боевиков. По словам Пригожина, около 20 процентов из них погибли. По подсчетам «Медиазоны», количество заключенных в России к концу 2022 года сократилось на 17 000 человек.
Сколько именно бывших зэков после «Вагнера» оказались на воле не известно, но несколько их них уже снова попали в криминальные сводки, совершив убийства и изнасилования. Так, в Южной Осетии бывший наемник Вагнера Георгий Сиукаев зарезал 38-летнего инвалида с ДЦП Сослана Валиева. В конце марта в Кировской области за убийство соседки был задержан освободившийся из тюрьмы «вагнеровец» Иван Россомахин. Уже в июне 2023 года в деревне Мурзаково в Чувашии задержали 23-летнего наемника ЧВК «Вагнер» Никиту Любимова, который убил односельчанина, вернувшись с войны в Украине. Сам Пригожин подтверждал, что арестованный в Новосибирске по обвинению в сексуализированном насилии в отношении двух школьниц служил в «Вагнер» и воевал в Украине.
В конце 2022 года Пригожин сообщал, что ему запретили вербовать зэков на войну и этим сейчас занимается Минобороны. Украинские журналисты публиковали интервью с плененными бывшими российскими зэками в российской военной форме. Численность воюющих в составе вооруженных сил РФ зэков не известна.
Правозащитница Ольга Романова считает, что законопроект в первую очередь направлен на вербовку находящихся в СИЗО. По состоянию на 1 августа 2022 года в российских СИЗО содержалось 114 172 человека, сообщала ФСИН РФ.
«Минобороны всё-таки бюрократы и хотят „подстраховаться“ законами», — говорит Романова.
По данным Романовой, на прошлой неделе из СИЗО-4 «Медведь» в Москве, а забрали на войну 26 заключённых, которые не были осуждены. «Это были подозреваемые. Я думаю, весь этот проект написан под них — чтобы просто не передавать дела в суд, а просто тихо закрывать, даже без всякого помилования», заключает Романова.
Законопроект предлагает снимать судимость за участие в войне в Украине при увольнении по ранению или получении госнаграды. Подавать ходатайство о приостановке или прекращении уголовных дел должны будут командиры воинских частей. На них же возложат контроль за поведением преступников в зоне боевых действий.
Офицеры Минобороны плохо справляются с командованием зэками, считает Романова: «Ну представьте, что приходит ими командовать какой-то молодой офицер после училища, а это в общем серьёзный контингент. Это взрослые мужчины 35-50 лет, с несколькими „ходками“». В конце мая сообщалось, что 39 бывших зэков из отряда Минобороны «Шторм Z» с оружием сбежала из зоны проведения «специальной военной операции» в Ростовскую область. При побеге они убили сотрудника безопасности «Луганской народной республики». Официальные власти эту информацию не комментировали, о поимке дезертиров не сообщалось. По словам Романовой, у боевиков «Вагнера» командовать зэками получалось лучше, тк там служит много бывших заключенных и сам Пригожин имеет тюремный опыт. В 1981 году, когда ему было 20 лет, Пригожин получил 13 лет колонии по обвинениям в краже, разбое, мошенничестве и вовлечении несовершеннолетнего в преступную деятельность, но отсидев 7 лет был помилован.
«Все подобные инициативы лишь усугубляют организационное и моральное разложение регулярной армии, ее деградацию и превращение в армию нерегулярную. Ну, а нынешняя инициатива неуважаемых и умственно отсталых Клишаса и Крашенинникова — это про то, что не могут людей набрать на контракт», — считает военный обозреватель Павел Лузин.