Следователи из Германии пришли к выводу, что исполнители взрывов на «Северных потоках» могли использовать Польшу как «центр логистики и финансирования» атаки. Об этом пишет The Wall Street Journal со ссылкой на источники, знакомые с ходом расследования.
Следователи выяснили, что прогулочная яхта «Андромеда», которую связывают с подрывом трубопроводов, заходила в польские воды. Об этом свидетельствуют данные навигационного оборудования «Андромеды», спутниковых и мобильных телефонов, учетных записей Gmail и образцы ДНК, оставленные на борту.
Подрыватели могли использовать Польшу как операционную базу, считают следователи. Эту версию подтверждает тот, факт, что белый фургон исполнителей, попавший на камеры видеонаблюдения в немецком порту, имел польские номера.
Яхту «Андромеда» арендовало в Германии турагентство Feeria Lwowa, которое связывают с украинской разведкой. Как ранее писал Süddeutsche Zeitung, главой компании значится женщина, проживающая в Украине. Фирма зарегистрирована как турагентство в Варшаве, но у нее нет ни сотрудников, ни офисов, ни сайта. Кроме того, по тому же адресу зарегистрированы еще более ста компаний, поэтому фирма может быть подставной. Корреспондент WSJ попытался найти компанию по юридическому адресу, но не обнаружил ни единого признака ее существования.
Ранее издание The New York Times писало, что на яхте «Андромеда» обнаружили следы взрывного устройства. Как сообщает WSJ, следователи пришли к выводу, что в качестве взрывчатого вещества использовался октоген. Это бесцветное вещество, подходящее для уничтожения подводных объектов. Изучив данные радио- и навигационного оборудования «Андромеды», следователи выяснили, что судно проходило рядом с каждым из мест взрывов.
Последние находки укрепляют предположение немецких следователей, что за взрывом «Северных потоков» может стоять Украина. Ранее газета Süddeutsche Zeitung сообщала, что одним из исполнителей взрывов на «Северных потоках» может быть украинский военнослужащий, живущий в Германии. В конце мая следователи провели обыски в доме его партнерши. Они также взяли образцы ДНК у ее ребенка, чтобы сравнить с образцами, найденными на «Андромеде».
Взрывы на двух нитках «Северного потока — 1» и одной нитке «Северного потока — 2» произошли в сентябре прошлого года. Поврежденные участки пролегают в исключительных экономических зонах Швеции и Дании. Инциденты расследуют правоохранительные органы этих стран и Германии. Все они пришли к выводу, что это была диверсия, однако, кто за ней стоит, до сих пор неизвестно.
В марте сразу несколько западных СМИ сообщили, что к взрывам трубопроводов могла быть причастна «проукраинская группировка». В Киеве заявили, что не имеют к инциденту никакого отношения и не обладают информацией на этот счет. В Кремле статьи назвали вбросом и попыткой отвлечь внимание от настоящих организаторов диверсии.