Попытки Кремля ухватиться за ускользающую зону влияния в Центральной Азии продолжают наталкиваться на сопротивление руководства постсоветских республик. Вслед за Казахстаном, высмеявшим предложение вступить в союзное государство России и Белоруссии, от расширения формата сотрудничества с Москвой отказался Таджикистан.
Душанбе не рассматривает вопрос о возможном присоединении к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Об этом в среду, 7 июня, заявил официальный представитель МИД Таджикистана Шохин Самади, комментируя заявления министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, посетившего Таджикистан накануне.
Назвав Центральную Азию новым фронтом в противостоянии Кремля и «коллективного Запада», Лавров выразил надежду, что Таджикистан станет членом ЕАЭС — блока, куда, помимо России, входят четыре страны бывшего СССР (Беларусь, Армения, Казахстан и Кыргызстан).
Запад пытается «переформатировать политико-экономический ландшафт региона под себя», предлагая программы сотрудничества, но в Москве надеятся, что таджикистанские власти все-таки «вскоре определят для себя выгоды от присоединения к Евразийскому экономическому союзу», сказал Лавров.
Этот «вопрос не стоит в повестке дня», ответил российскому министру Самади. Он добавил, что членство Таджикистана в ЕАЭС не обсуждалось ни на встрече Лаврова с президентом республики Эмомали Рахмоном, ни на переговорах с министром иностранных дел страны Сироджиддином Мухриддином.
«В ходе встреч в Душанбе акцент был сделан исключительно на вопросах активизации торгово-экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества, региональной безопасности, а также на взаимодействии двух стран в рамках международных организаций», — подчеркнул Шамади (его цитирует ТАСС).
Агитация вступить в экономический союз ведется в отношении Таджикистана с 2015 года. Но тщетно: Душанбе наращивает торговлю с Китаем, который постепенно вытесняет Россию из региона, где она прежде хозяйничала на правах «старшего брата».
Хотя Россия по-прежнему крупнейший торговый партнер Таджикистана, ее доля снижается, а операции с Китаем растут: сейчас это 25% против 18%.
При этом у Киргизии на КНР уже приходится почти 40% внешней торговли, а на Россию — лишь 25%. В Узебикстане это 22% против 18%. В Казахстане доли РФ и Китая примерно равны — около 18%, но власти ставят целью расширение связей именно с Пекином.
«Китайское направление — наш приоритет», — сказал в интервью Bloomberg заместитель премьер-министра Казахстана Серик Жумангарин, также занимающий пост министра торговли и интеграции. На майской встрече с председателем КНР Си Цзиньпином президент Касым-Жомарт Токаев поставил цель довести оборот между двумя странами с $24 млрд до $40 млрд к 2030 году.