Наводнение, спровоцированное взрывом на Каховской ГЭС, будет иметь тяжелые последствия для жителей населенных пунктов, сельскохозяйственных угодий, флоры и фауны по течению Днепра. Региону грозит осушение земель, изменение экосистемы, загрязнение территорий в результате разлива машинного масла с ГЭС и загрязняющих веществ из смытых водой производств, а также поднятых со дна водохранилища. Кроме того, вырвавшийся из Каховского водохранилища поток может перенести в другие места противопехотные мины, которыми российские войска «набили» оккупированный ими берег.
Первоначальная оценка нанесенного урона займет недели и месяцы, но последствия экологической катастрофы могут сказываться долгие годы, говорят специалисты.
«Похоже, реальность оказалась хуже, чем то, что я моделировал», – сообщил в заявлении Хенрик Оландер-Хьялмарссон из шведской фирмы Damningsverket. В октябре 2022 г., когда украинские власти уже фиксировали проблемы на занятой российскими войсками Каховской ГЭС и говорили о вероятности ее подрыва, проведенный Damningsverket анализ показал, что поток хлынет из водохранилища быстрее, чем падает вода в Ниагарском водопаде, и затопит прибрежные населенные пункты. «Уровень воды в водохранилище оказался значительно выше, чем в модели», – говорит Оландер-Хьялмарссон.
Грязь, мусор и заражение
Вместе с потоком в Днепр вылилось 150 тонн машинного масла, находившегося на ГЭС, есть вероятность утечки еще более 300 тонн, сообщил Офис президента Украины. Более того, существует риск распространения радиации, которая могла накопиться в отложениях на дне водохранилища после аварии на Чернобыльской АЭС, предупреждает Анна Акерман, член правления ведущей украинской экологической НКО «Екодiя» («Экодействие»). Но и без нее наводнение разнесет по огромной территории множество загрязняющих веществ с промышленных производств, мусорных свалок и проч., сказала она The Washington Post.
«Будет множество обломков и грязи, в том числе со всех заводов и мастерских, где используются химикаты и разные токсичные вещества, – добавляет Мохаммад Хейдарзадех, специалист по архитектуре и строительству из Университета Бата. – Подобный прорыв плотины может привести к выбросу и распространение всех опасных материалов, которые только можно себе представить. Поток воды уносит всё». После масштабных прорывов дамб в Бразилии в 2015 и 2019 гг. до сих пор не удалось оценить все последствия этих экологических катастроф, добавляет Хейдарзадех.
Самым проблемным последствием станет оголившееся дно водохранилища с наносами (веществами и мусором, принесенными водой), потому что в них содержатся элементы техногенных загрязнений, пишет в колонке для «Важных историй» эколог, координатор экспертов Рабочей группы по изучению экологических последствий войны в Украине Евгений Симонов. «Содержание будет значительным: большая часть украинской промышленности стоит по берегу Днепра выше по течению», и загрязнения из этих наносов будут ветром разноситься по окружающим территориям.
На спутниковых снимках, предоставленных Maxar Technologies, видно, что вода во вторник затопила речной порт и район Херсона, в котором расположены некоторые промышленные предприятия:
Удар по экологии
Министр защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины Руслан Стрелец заявил:
Россия совершила самый большой акт экоцида за период полномасштабного вторжения. Подрыв дамбы Каховской ГЭС будет иметь катастрофические последствия для окружающей среды.
По словам Стрельца, 80 городов Херсона оказались под риском затопления: «Нижнеднепровский национальный парк может исчезнуть навсегда. А это более 80 000 гектаров природоохранных земель с редкими видами биоразнообразия. Представьте на мгновение ушедший под воду мегаполис».
От быстро наступающей воды погибает много животных, добавляет Симонов. Еще больше животных и растений может погибнуть из-за изменения экосистемы, предупреждает он: за 70 лет существования плотин на Днепре в его пойме и припойменных территориях сформировались другие, более засухоустойчивые сообщества, не приспособленные к регулярным наводнениям.
В зоопарке «Казкова диброва» на территории временно оккупированной (и теперь затопленной Новой Каховки) было 260 животных, все они погибли, «спастись могли только лебеди и утки», сообщила администрация зоопарка.
Удар по экономике
Вода из водохранилища использовала для обеспечения жителей и организаций окружающих регионов, а также для орошения сельскохозяйственных земель (около 250 000 гектаров). Поэтому катастрофа способна нанести сильный удар по местному агропромышленному комплексу. Воду можно качать и из подземных источников, но при таких объемах она может быстро закончиться, полагает Дуг Вэйр, директор по исследованиям и политике британской Conflict and Environment Observatory.
Города и села, лишившись воды из Каховского водохранилища, «переходят на местные скважины и колодцы (а качество воды у них – отдельная тема)», отметила Татьяна Жавжарова, возглавляющая НКО «Экосенс»: «Тысячи селян Херсонщины и Запорожья ощутят падение уровня и потерю воды в системах полива, колодцах, а земледелие без полива в наших климатических условиях невозможно».