Наиболее вероятной причиной разрушения плотины Каховской гидроэлектростанции на Днепре стал взрыв, произведенный изнутри с использованием мощного заряда, пишет The New York Times (NYT) со ссылкой на специалистов по инженерному и подрывному делам. Вероятность прорыва воды в результате разрушения конструкций или обстрела снаружи гораздо ниже.
О том, что контролирующие ГЭС российские войска заминировали ее, Украина заявляла еще в прошлом октябре. Во вторник президент Владимир Зеленский обвинил Россию в минировании и подрыве ГЭС, «взрыве бомбы массового экологического поражения».
Диверсию совершила Украина, чтобы лишить Крым воды и скрыть неудачное начало наступления, заявили министр обороны Сергей Шойгу и пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. Российские государственные СМИ также объясняли прорыв плотины обстрелами со стороны ВСУ.
Зеленский обвинения в обстреле отверг, подорвать ГЭС таким образом, по его словам, «физически нереально».
С ним согласны опрошенные NYT эксперты. По их словам, наибольший ущерб наносит взрыв в закрытом помещении, вся энергия которого направляется на разрушение конструкций. Но даже в этом случае для необходимого эффекта нужны сотни килограмм взрывчатки. Энергии от взрыва бомбы, заложенной снаружи, или от ударов ракет недостаточно — либо потребуется во много раз больше взрывчатки.
Скорее всего, плотину взорвала Россия, опасаясь украинского контрнаступления, считает военный эксперт Павел Лузин, приглашенный научный сотрудник Школы права и дипломатии Флетчера при Университете Тафтса. Это насыпная плотина, сделанная из утрамбованного грунта, поэтому для ее разрушения необходим взрыв изнутри, от артиллерийских снарядов она почти не пострадает, объяснил он Financial Times.
Российские войска весь май пытались предупредить украинское контрнаступление с помощью постоянных ракетных обстрелов, а «когда это не удалось, взорвали электростанцию», сказал Лузин.
Саморазрушение тоже крайне маловероятно, считает Грегори Бичер, профессор Университета штата Мэриленд и член Национальной технической академии США, который изучал причины прорывов дамб. В мае вода поднялась до верхнего края плотины Каховской ГЭС и стала переливаться через него — это видно на спутниковых снимках. Но когда дамба разрушается под чрезмерным напором воды, обычно это происходит в местах ее соединения с берегом, тогда как в данном случае прорыв произошел посередине, рядом с ГЭС, примыкающей к занятому российскими войсками берегу, указывает Бичер. Высокий уровень воды и повреждение шлюзовых затворов в теории могут сорвать некоторые из них, но это не нанесло бы такого громадного ущерба, как в данном случае, считает он.