МОСКВА, 2 июн (Рейтер) - Экспортный терминал в российском черноморском порту Тамань готовится к прекращению перегрузки сжиженного углеводородного газа (СУГ) на танкеры из-за угрозы атак на инфраструктуру, сообщили Рейтер три источника в отрасли.
Российские железные дороги (РЖД) ввели ограничение на перевозки СУГ в Тамань с 31 мая, а казахстанский оператор Казахстан темир жолы (КТЖ) - аналогичный запрет с 6 июня.
«В Тамани приняли решение законсервировать терминал (по перевалке СУГ) на три месяца из-за атак на Афипский НПЗ», - сообщил один из трейдеров, знакомый с ситуацией.
Пресс-служба Таманьнефтегаза - оператора Таманского перегрузочного комплекса (ТПК), осуществляющего перевалку нефти, нефтепродуктов и СУГ в порту Тамань, не предоставила комментарий на запрос Рейтер.
Таманьнефтегаз находится недалеко от Крымского моста, на черноморском побережье Краснодарского края, неоднократно подвергавшегося атакам беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в последнее время.
Так, на этой неделе в результате таких атак были пожары на Афипском и Ильском НПЗ в 150-160 километрах от Тамани, а в феврале 2023 года - на Туапсинском нефтетерминале, который находится в 220 километрах от Тамани.
Три источника сообщили Рейтер, что перевалка СУГ в Тамани будет приостановлена на неопределенный срок из-за высокой взрывоопасности сжиженного газа.
«Тамань останавливает перевалку СУГов, потому что опасно после всех этих атак (дронов) - газы самые взрывоопасные», - сказал один из них.
Администрация порта Тамань, пресс-служба администрации Краснодарского края и Ространснадзор оперативно не ответили на письменный запрос Рейтер о комментарии.
Второй источник добавил, что планируется консервация перевалки СУГ в Тамани без определенного срока её возобновления.
«Планируется консервация (перевалки СУГ) без ясных сроков (возобновления). Видимо, основные экспортеры посчитали свои риски», - отметил он.
По словам источников, пока перевалка СУГ на суда-газовозы продолжается.
«Скорее всего, будут перевалены на суда те объемы (СУГ), что сейчас находятся в порту (в резервуарах и железнодорожных цистернах) и в пути (в направлении терминала), и в дальнейшем перевалку приостановят».
Участники рынка, предполагая, что приостановка перевалки СУГ через терминал в Тамани может быть довольно продолжительной, уже изучают альтернативные маршруты поставок сжиженного газа.
Согласно данным источников в отрасли, железнодорожные отгрузки СУГ из РФ и Казахстана в январе-мае 2023 года в порт Тамань составили около 192.000 тонн, в том числе из России - 114.500 тонн, из Казахстана - 77.500 тонн.
По их оценке, на порт Тамань приходится около 7-8% от всего экспорта СУГ из России в 2023 году и около 20% от поставок СУГ из Казахстана на внешние рынки.
«Экономика экспорта СУГ через Тамань значительно упала (из-за снижения международных котировок), но это был еще один канал поставок, их сейчас не так много осталось», - поделился мнением один из трейдеров.
Трейдеры полагают, что объемы СУГ из Казахстана могут быть перенаправлены в Китай, в Центральную Азию и на внутренний рынок.
Российские поставщики также ограничены в выборе альтернативных Тамани маршрутов.
«Российский ресурс (СУГ), скорее всего, пойдет в Польшу или на внутренний рынок, где цены сейчас довольно высокие, или в Китай через Забайкальск», - сообщил источник в отрасли.
Таманский перегрузочный комплекс нефти, нефтепродуктов и СУГ имеет мощность 20 миллионов тонн в год. Кроме сжиженных газов порт Тамань переваливает мазут и вакуумный газойль (ВГО) с НПЗ РФ и Казахстана, а также российские автобензины и нафту.
Перевалка нефтепродуктов через терминал в Тамани в настоящее время осуществляется в плановом режиме, уточнили трейдеры.
В 2022 году железнодорожные отгрузки российского и казахстанского СУГ в порт Тамань составили примерно 328.000 тонн, в том числе из России - 119.000 тонн, из Казахстана - 209.000 тонн.