Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Из-за угрозы атак дронов Россия закрыла для экспорта один из крупнейших черноморских портов

МОСКВА, 2 июн (Рейтер) - Экспортный терминал в российском черноморском порту Тамань готовится к прекращению перегрузки сжиженного углеводородного газа (СУГ) на танкеры из-за угрозы атак на инфраструктуру, сообщили Рейтер три источника в отрасли.

Российские железные дороги (РЖД) ввели ограничение на перевозки СУГ в Тамань с 31 мая, а казахстанский оператор Казахстан темир жолы (КТЖ) - аналогичный запрет с 6 июня.

«В Тамани приняли решение законсервировать терминал (по перевалке СУГ) на три месяца из-за атак на Афипский НПЗ», - сообщил один из трейдеров, знакомый с ситуацией.

Пресс-служба Таманьнефтегаза - оператора Таманского перегрузочного комплекса (ТПК), осуществляющего перевалку нефти, нефтепродуктов и СУГ в порту Тамань, не предоставила комментарий на запрос Рейтер.

Таманьнефтегаз находится недалеко от Крымского моста, на черноморском побережье Краснодарского края, неоднократно подвергавшегося атакам беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в последнее время.

Так, на этой неделе в результате таких атак были пожары на Афипском и Ильском НПЗ в 150-160 километрах от Тамани, а в феврале 2023 года - на Туапсинском нефтетерминале, который находится в 220 километрах от Тамани.

Три источника сообщили Рейтер, что перевалка СУГ в Тамани будет приостановлена на неопределенный срок из-за высокой взрывоопасности сжиженного газа.

«Тамань останавливает перевалку СУГов, потому что опасно после всех этих атак (дронов) - газы самые взрывоопасные», - сказал один из них.

Администрация порта Тамань, пресс-служба администрации Краснодарского края и Ространснадзор оперативно не ответили на письменный запрос Рейтер о комментарии.

Второй источник добавил, что планируется консервация перевалки СУГ в Тамани без определенного срока её возобновления.

«Планируется консервация (перевалки СУГ) без ясных сроков (возобновления). Видимо, основные экспортеры посчитали свои риски», - отметил он.

По словам источников, пока перевалка СУГ на суда-газовозы продолжается.

«Скорее всего, будут перевалены на суда те объемы (СУГ), что сейчас находятся в порту (в резервуарах и железнодорожных цистернах) и в пути (в направлении терминала), и в дальнейшем перевалку приостановят».

Участники рынка, предполагая, что приостановка перевалки СУГ через терминал в Тамани может быть довольно продолжительной, уже изучают альтернативные маршруты поставок сжиженного газа.

Согласно данным источников в отрасли, железнодорожные отгрузки СУГ из РФ и Казахстана в январе-мае 2023 года в порт Тамань составили около 192.000 тонн, в том числе из России - 114.500 тонн, из Казахстана - 77.500 тонн.

По их оценке, на порт Тамань приходится около 7-8% от всего экспорта СУГ из России в 2023 году и около 20% от поставок СУГ из Казахстана на внешние рынки.

«Экономика экспорта СУГ через Тамань значительно упала (из-за снижения международных котировок), но это был еще один канал поставок, их сейчас не так много осталось», - поделился мнением один из трейдеров.

Трейдеры полагают, что объемы СУГ из Казахстана могут быть перенаправлены в Китай, в Центральную Азию и на внутренний рынок.

Российские поставщики также ограничены в выборе альтернативных Тамани маршрутов.

«Российский ресурс (СУГ), скорее всего, пойдет в Польшу или на внутренний рынок, где цены сейчас довольно высокие, или в Китай через Забайкальск», - сообщил источник в отрасли.

Таманский перегрузочный комплекс нефти, нефтепродуктов и СУГ имеет мощность 20 миллионов тонн в год. Кроме сжиженных газов порт Тамань переваливает мазут и вакуумный газойль (ВГО) с НПЗ РФ и Казахстана, а также российские автобензины и нафту.

Перевалка нефтепродуктов через терминал в Тамани в настоящее время осуществляется в плановом режиме, уточнили трейдеры.

В 2022 году железнодорожные отгрузки российского и казахстанского СУГ в порт Тамань составили примерно 328.000 тонн, в том числе из России - 119.000 тонн, из Казахстана - 209.000 тонн.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку