*
Данный материал был произведен в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине.
Роман Чуриков
МОСКВА, 31 мая (Рейтер) - Российские дизайнеры и бренды помогают розничному сектору постепенно восстанавливаться: после бурных 15 месяцев закрытия магазинов и падения спроса, новые марки заполняют пробелы, оставленные иностранными конкурентами, а покупатели понемногу возвращаются.
Сотни иностранных ритейлеров закрыли свои магазины в ответ на ввод Россией войск в Украину в феврале 2022 года, в результате чего на некоторых из самых престижных улиц Москвы оказалось множество заколоченных витрин, а отрасль «просела» примерно на $2,5 миллиарда.
Испанская компания Inditex продала часть из более чем 500 своих российских магазинов покупателю из ОАЭ. Флагманский магазин Zara в центре Москвы простоял закрытым более года. В апреле он был открыт уже новым владельцем под брендом MAAG, и большая часть покупателей довольны. «Ощущение, что ничего не изменилось от предыдущей сами знаете кого», - сказал агентству Рейтер москвич Антон, стоя у магазина.
«Пока выглядит все ровно так же. Я не нашла отличий, кроме ассортимента, он и правда пока поменьше, ну а там посмотрим», - говорит москвичка Антонина.
ИЗ ОДНОГО КОШЕЛЬКА В ДРУГОЙ
По словам Олега Климова, президента Российского совета торговых центров (РСТЦ), в 2022 году розничные продажи, один из ключевых показателей потребительского спроса, упали из-за стремительного роста инфляции и падения зарплат. Массовый исход западных игроков также привел к большим убыткам в отрасли.
«Люди не понимали, что происходит. Они придерживали деньги. Я так понимаю, там до двухсот до миллиардов (рублей) были потери за это всё время по индустрии. Но в любом случае оно восстанавливается. В любом случае, из одного кошелька всё равно переходит в другой кошелек когда-то», - сказал он.
Доступ россиян к западным товарам, таким как гамбургеры McDonald's и джинсы Levi's, сокращается. Компания Gloria Jeans, когда-то перепродававшая джинсы Levi's, заняла площади центрального магазина шведского ритейлера H&M в Москве.
Запреты на экспорт западных товаров и карательные санкции осложняют торговые маршруты.
«Самая большая проблема - это международные транзакции», - говорит Ксения Жданова, которая управляет собственным брендом одежды KSEW и является коммерческим директором онлайн-маркета российской дизайнерской одежды Richmill.
«Наша отрасль чрезвычайно зависима от импорта».
Еще одна проблема - нехватка персонала, говорит Жданова, - швей и специалистов по текстилю. Этот дефицит, по ее мнению, могут восполнить только государственные инициативы.
Россияне нашли выход из положения с помощью мелкого импорта и онлайн-продавцов, которые помогают с покупкой товаров иностранных брендов, но некоторые вещи по-прежнему трудно найти.
Покупательница Ирина Никулина сказала, что не слишком скучает по иностранным брендам, за исключением тех случаев, когда ей нужно что-то простое, например, недорогая белая футболка.
Татьяна Вахонина говорит, что больше всего скучает по шведскому мебельному гиганту IKEA и Zara.
«Мы в Казахстан ездим, там кое-что покупаем. Чего-то уже никак не можем купить», - сказала она. (Роман Чуриков, Лев Сергеев, Александр Решетников и Александр Парамошин)