Россияне на фоне падения доходов и роста цен все сильнее затягивают пояса и начинают экономить на самых дешевых продуктах питания.
По итогам первого квартала 2023 года продажи лапши быстрого приготовления упали на 9,5% год к году, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные NielsenIQ. Однако в денежном выражении они выросли на 11% за счет роста средней цены.
Еще сильнее упали продажи супов и вторых блюд быстрого приготовления — на 12,8% год к году. Но в деньгах они тоже выросли — на 3,9%.
При этом заметный рост на рынке лапши быстрого приготовления показывают собственные торговые марки (СТМ) сетей, следует из данных NielsenIQ. В первом квартале их доля достигла 10,8% в натуральном выражении против 8,5% годом ранее. Так, например, в «Ленте» продажи СТМ-лапши в штуках выросли почти на 50% за год.
В 2022 году продажи лапши быстрого приготовления в России достигли 14,6 порции на душу населения в год, что превышает показатель США, где ежегодно съедается 13 порций, говорит коммерческий директор «Маревен Фуд Сэнтрал» Наталия Попова. Однако, по ее словам, России пока далеко до Азии, где потребление оценивается в 45–90 порций в год.
За год цены на лапшу быстрого приготовления выросли на 24%, до 52 руб., следует из данных разработчика онлайн-касс «Эвотор». В Москве и Петербурге больше представлена продукция в высоком ценовом сегменте, а в регионах — в низком. Так, в Москве средняя цена на лапшу составила 114 руб., в Петербурге — 80–83 руб., а Оренбургской области и Удмуртии 37 и 31 руб. соответственно.
Представитель брендов «Роллтон» и Bigbon Алексей Анашко связывал подорожание лапши с ростом стоимости муки. Однако, по данным аналитической компании «АБ Центр», с середины марта 2022 года по середину марта 2023 года оптовые цены на муку снизились на 9,4%, а цены на обычные макароны увеличились всего на 2,4%.
По данным Росстата, в первом квартале 2023 года россияне сократили потребление продуктов питания на 3,3%. В реальном выражении — с учетом накопленной инфляции — оборот российской розницы упал ниже уровней 2011 года, подсчитали аналитики MMI.
В 2022 году покупательная способность среднего заработка россиянина снизилась по 15 из 24 базовых продовольственных товаров. В частности, покупательная способность по вермишели снизилась на 39 кг: до войны средний доход позволял приобрести 466,8 кг, а в 2022 году — 427,6 кг.
В пересчете на муку россияне обеднели почти на 50 кг: средний доход 2021 года позволял купить 908,9 кг, а в 2022 году — уже 859,2 кг. Покупательная способность по рису упала на 58 кг, по крупам — на 26 кг, по сливочному маслу — почти на 5 кг.