Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Детскую воду в России обложат «налогом» миллиардера Усманова

Денис Воронин / Агентство «Москва»

В России продолжает распространяться практика введения косвенных налогов на потребление. С 1 сентября этого года производителей воды для детского питания обяжут маркировать свою продукцию. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Мишустин.

В результате вся питьевая вода на полках российских магазинов будет проходить процедуры обязательной маркировки. Процесс, который начался 1 декабря 2021 года, будет завершен, отметили в Минпромторге.

Единым оператором цифровой маркировки товаров с 2019 года выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). На 50% он принадлежит холдингу USM миллиардера Алишера Усманова, 25% держит «Ростех», а еще 25% — «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого. Компания работает на основе государственно-частного партнерства.

При маркировке каждая единица продукции получает уникальный двумерный код Data Matrix, позволяющий отслеживать весь жизненный цикл товара — от производства до утилизации. Проверить подлинность товара потребители могут через бесплатное мобильное приложение «Честный знак».

Один код обходится в 0,5 руб. без НДС. Однако в цену товаров также закладывается стоимость оборудования и расходных материалов для него, в том числе программного обеспечения.

ЦРПТ зарабатывает на продаже кодов. В 2019 году, когда маркировка только вводилась, выручка компании составляла 2,7 млрд руб., но уже в 2020-м она выросла более чем в два раза — до 7,1 млрд руб.

Обязательная маркировка уже действует для меховых изделий, лекарств, обуви, табачной продукции, фотоаппаратов, автопокрышек, отдельных товаров легкой промышленности и молочной продукции. Производители неоднократно предупреждали о подорожании продукции из-за введения маркировки.

К 2024 году в России планируется ввести систему сплошной маркировки товаров. Официальная цель этого — борьба с распространением некачественной продукции и контрафакта.

Маркировка — это косвенное налогообложение бизнеса с неясными бенефициарами, отмечал интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. По его словам, выстроенная схема государственно-частного партнерства может быть потенциально коррупционной.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку