МОСКВА, 26 мая (Рейтер) - Обещанное Минфином двукратное уменьшение с июля демпферной компенсации нефтепереработчикам не приведет к росту цен на дизельное топливо на внутреннем рынке РФ ни в опте, ни в рознице, убеждены источники в отрасли.
Минфин заявил в конце апреля о намерении скорректировать формулу демпфера, чтобы вдвое снизить выплаты нефтепереработчикам в период с июля 2023 года по июль 2024 года для экономии расходов бюджета. Государство использует демпфирующую надбавку к акцизу на нефтяное сырье для стабилизации стоимости топлива на внутри страны путем компенсации нефтяникам разницы условной цены с экспортным паритетом.
По мнению трейдеров, потерянную половину демпферной субсидии нефтепереработчики обязательно захотят вернуть. Однако цена дизтоплива для внутреннего рынка сегодня значительно превышает экспортный паритет, поэтому производители компенсируют сокращение демпфера за счет этой премии, и скачка цен не будет, в отличие от бензина.
Розничные цены на дизтопливо сейчас обеспечивают очень хорошую маржу - в среднем до 10 рублей на литр, что заметно опережает размер заработка АЗС на бензине. Такой запас маржи позволит розничным ценам оставаться стабильными даже в случае небольшого скачка оптовых цен на летнее дизтопливо.
«Дизтопливо сейчас, конечно, сильно переоценено, торгуется с очень хорошей премией к альтернативе. За счет этого запаса (в цене) переработчики легко могут компенсировать просадку демпфера и обойтись без повышения цен», - объясняет источник в нефтяной компании.
Стоимость оптовых партий партий дизельного топлива на рынке РФ, по расчетам отраслевых источников, превышает соответствующую расчетную цену экспортной альтернативы для него ориентировочно на 5.000-6.000 рублей за тонну.
Величина дизельного емпфера в апреле составила 14.129 рублей за тонну, в мае - ориентировочно 9.188 рублей за тонну. Если предположить, что в июле демпфер будет находиться рядом с указанными значениями, тогда нефтяники могут недосчитаться по субсидии примерно 4.500-7.000 рублей за каждую тонну дизтоплива, поставленную на внутренний рынок, что вполне сопоставимо с приведенной выше премией к экспортному паритету.
По словам отраслевых специалистов, дизтопливо премиально к альтернативе за счет чувствительного сокращения объемов его производства в период сезонных ремонтов на ряде крупных НПЗ в РФ.
«Экспорт поддерживается, поэтому внутренний рынок в какой-то мере перестал быть профицитным и возникло опережение по альтернативе. В конце мая проходим пик ремонтов (НПЗ), а в июне предложение начнет расти, ослабляя цены», - уверен отраслевой аналитик.
По его мнению, полностью исключать повышение цен на дизтопливо из-за снижения демпфера нельзя, поскольку оптовые покупатели могут беспокойно отреагировать на появление текста законопроекта с корректировкой формулы демпфера, создав волну опережающего спроса. Однако в дальнейшем восстановится привычное равновесие внутренних цен с экспортным паритетом.