МОСКВА, 26 мая (Рейтер) - Уходящие иностранные компании с марта 2022 года по март 2023 года заключили около 200 сделок по продаже российских активов, пятая часть из которых касалась крупных активов стоимостью выше $100 миллионов каждый, что не оказало большого влияния на экономику страны, сообщил ЦБР в обзоре финансовой стабильности.
Среди одобренных правительством с октября 2022 года сделок только пять предусматривали фактические выплаты нерезидентам на сумму свыше $400 миллионов, указал ЦБ.
Россия ввела в прошлом году капитальный контроль и ограничила вывод капитала из страны. Теперь иностранным компаниям из «недружественных» стране юрисдикций приходится для закрытия бизнеса получать согласования правительственной комиссии или разрешение президента РФ.
Сделки уходящих иностранцев рассматриваются подкомиссией правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ при участии Банка России, такие сделки предполагают значительный дисконт к рыночной стоимости и уплату налога в бюджет.
Правительственная подкомиссия рассматривает сотни заявок нерезидентов, в прошлом году, когда был период массового ухода иностранцев, проходило по 3-4 заседания в неделю, длившиеся 2-3 часа, рассказывал первый заместитель министра экономического развития РФ Илья Торосов.
ЦБР сообщил в обзоре, что такие сделки могут нести риски
«Крупный объем операций по покупке иностранной валюты, необходимой для расчетов по сделкам, в условиях сокращения профицита счета текущих операций платежного баланса России может оказывать негативное влияние на валютный рынок, поэтому покупателям рекомендуется равномерно распределять приобретение валюты», - указал ЦБ.
Подкомиссия будет ограничивать ежемесячный объем выхода нерезидентов с российского рынка, указал ЦБ.
Президент РФ Владимир Путин в понедельник поручил установить ежемесячный лимит в $1 миллиард на покупку резидентами РФ иностранной валюты для расчетов по сделкам с иностранными компаниями, продающими активы в РФ.
ЦБ сообщил, что в национальных масштабах влияние продажи иностранными инвесторами российских активов на российский рынок ограничено по ряду причин. Во-первых, значительная часть таких сделок предполагает сохранение необходимых лицензий на производство и патентов, прав на товарные знаки, компаниям продолжают поставляться сырье, материалы и комплектующие, оказывается техническая и материальная поддержка.
Кроме того, многие иностранные компании, выходя из российских активов, оставляют себе возможность вернуться. Такие сделки включают соглашения (опционы), предоставляющие право на обратный выкуп активов в течение определенного срока.
«При этом бизнес, как правило, продолжает бесперебойно функционировать», - указал ЦБ.
Заметная часть приобретаемых российских компаний, по оценке ЦБ, характеризуется бизнес-моделью, которая незначительно зависит от зарубежного сырья, оборудования и комплектующих, – например, активы в сфере коммерческой недвижимости.
«Тем не менее в отдельных случаях риски, связанные с выходом иностранных инвесторов из российских активов, сохраняются и связаны с теми активами, которые в наибольшей степени зависят от иностранных поставок. С целью нивелирования таких рисков соответствующие сделки особо пристально рассматриваются подкомиссией», - пишет ЦБ.
Чтобы снизить эти риски, подкомиссия отдает приоритет покупателям, имеющим профильный опыт работы в соответствующей отрасли, а также ведущим бизнес в смежных отраслях, что позволяет достичь синергетических эффектов и повысить операционную и финансовую устойчивость приобретаемого бизнеса.
В работе подкомиссии, пишет ЦБ, отдельное внимание уделяется планам нового собственника по дальнейшему развитию бизнеса, в том числе планам по перестройке технологических, производственных и логистических цепочек, которые могут пострадать в результате выхода иностранного инвестора.
Для этого устанавливаются ключевые показатели эффективности для новых собственников приобретенного актива, а профильными федеральными органами исполнительный власти осуществляется контроль за их достижением.
В рамках работы в подкомиссии ЦБ уделяет особое внимание вопросам финансирования совершаемых сделок, в том числе контролю увеличения долговой нагрузки корпоративного сектора и соответствующих рисков банков. (Елена Фабричная. Редактировала Оксана Кобзева)