Российское вагоностроение оказалось под ударом после ухода из страны иностранных производителей комплектующих.
В первом квартале 2023 года из-за дефицита деталей выпуск грузового железнодорожного подвижного состава сократился на 16% год к году.
Однако сильнее всего упал выпуск инновационных вагонов — на 51%. Их было произведено чуть более 3 тыс. единиц, пишут «Ведомости» со ссылкой на обзор Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК).
В отрасли все еще наблюдаются «отголоски ситуации с кассетными подшипниками», нехватка которых сформировалась в середине 2022 года, говорит исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семенов. Но «ситуация выравнивается», заверил он.
Основными производителями подшипников в России была шведская SKF и американские Timken и Amsted Rail. Они объявили об уходе с российского рынка сразу после начала войны в Украине и с февраля по май прошлого года комплектующие поступали в меньшем объеме, а с июня поставки полностью прекратились.
Проблему попытались решить отечественные вагоностроители. В январе—феврале текущего года они выпустили порядка 27 тыс. кассетных подшипников для инновационных вагонов, говорил замминистра промышленности Альберт Каримов.
«С учетом восстановления темпов производства по итогам 2023 года ОВС ожидает восстановления объемов выпуска инновационного подвижного состава в пределах 20 000 единиц. То есть [это] выход на прежние рубежи», — отметил Семенов. Всего, по его оценке, в 2023 году ожидается списание 30–32 тыс. единиц вагонов. Между тем с января по апрель в России было выпущено 18 тыс. новых вагонов.
Тем не менее спад производства вагонов уже сказался на росте арендных ставок. К концу 2023 года они могут вырасти на 18–27% в годовом выражении и достигнуть 1600–2100 руб. за вагон в сутки (в зависимости от вида подвижного состава), говорится в обзоре ГТЛК.
В то же время в ГТЛК ожидают увеличения объемов закупок вагонов на 16% по сравнению с прошлым годом, до 55 штук. «Этот спрос будет поддержан ростом грузовой базы и высокими объемами выбытия», — отмечается в обзоре.
Однако новые вагоны могут оказаться дороже, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он объяснил это дефицитом парка и рабочей силы, а также ростом зарплат, цен на металл и комплектующие.