Около 50% российских компаний не смогли без проблем продлить иностранное програмное обеспечение (ПО). У трети предпринимателей возникли сложности с оплатой зарубежного софта и с техподдержкой. К таким выводам пришел исследовательский центр A2:Research, пишут «Ведомости».
После начала войны в Украине некоторые иностранные производители удаленно блокировали работу своих устройств и ПО в России, что вызвало наибольшие проблемы у отечественных компаний, сказал директор по стратегии и развитию технологий Axiom JDK Роман Карпов. По его словам, был риск, что выпущенные в России карты Visa и Mastercard перестанут работать даже внутри страны. Однако этого не произошло, потому что Национальная система платежных карт (НСПК) заблаговременно перевела платежную систему «Мир» с Oracle Java на российскую платформу Java.
Больше всего проблем с зарубежным софтом в прошлом году возникло у госпредприятий и крупных коммерческих компаний, отметил гендиректор производителя офисного ПО «Мойофис» Павел Калякин. В течение всего года в его компанию обращались такие клиенты, которые стремились экстренно перейти с иностранного ПО на российские продукты. «Число заявок на пилотное внедрение выросло в шесть раз», — подчеркнул он.
В связи с уходом с российского рынка многих зарубежных производителей ПО стоимость отечественного софта значительно выросла. В марте крупные потребители ПО пожаловались, что рост цен за год составил 30–50%. В свою очередь разработчики отчитывались об увеличении выручки в 2022 году в два–три раза.
Уход западных поставщиков в условиях нехватки отечественных решений привел к повышению спроса, что и спровоцировало подорожание конечного продукта, объяснял гендиректор Т1 Игорь Калганов.
В ответ на жалобы потребителей правительство решило ограничить рост цен на российский софт. Если мера будет применена, производители смогут повышать стоимость программного обеспечения только по специальной формуле: инфляция по Росстату плюс 15%, писал «Коммерсантъ».