В России возник дефицит управленцев высокого класса после начала войны в Украине и массового отъезда россиян за границу.
Топ-менеджеров не хватает компаниям, занимающимся нефтедобычей, металлами, химическим производством и агробизнесом, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на кадровые агентства.
По данным рекрутингового агентства Cornerstone, средний срок закрытия вакансии управленца вырос два раза — с трех до шести месяцев.
Вместе с тем за последний год компании почти вдвое увеличили число запросов на поиск топ-менеджеров, говорит партнер Cornerstone Ольга Ворошилова. Но на рост спроса наложился кризис предложения, поскольку значительное число управленцев уехало из страны, отмечает управляющий партнер рекрутингового агентства «Руспартнерс» Дина Акимова.
«По нашим оценкам, в сегменте топ-менеджеров с зарплатой свыше 60 млн руб. в год уехала примерно треть, 20–60 млн руб.— примерно четверть», — говорит Акимова.
В некоторых категориях топ-менеджеров список возможных кандидатов на открытую вакансию сократился вдвое, уточнила управляющий партнер консалтинговой компании RosExpert Оксана Морсина.
Также изменились и требования компаний — теперь они нуждаются не в визионерах со стратегическим мышлением «в глобальных масштабах», а в максимально прагматичных и брутальных антикризисных лидерах, пояснила Морсина.
«Нужны те, кто готов воспринимать работу как построение карточного домика: вот ввели санкции — и нужно что-то переделывать, вот обвалилась логистика — и опять все сначала», — говорит Акимова.
Чтобы найти подходящего руководителя, компании готовы разрешить кандидату удаленную работу с периодическими приездами в Россию. А некоторые компании допускают работу топ-менеджера одновременно в двух компаниях, если они не конфликтуют по бизнесу, отмечает Морсина.
Также компании повышают привлекательность рабочих мест, увеличивая зарплаты. По данным Акимовой, вознаграждения топ-менеджеров уже выросли на 30–50%. При этом если раньше работодатели в качестве бонусов предлагали акции компании, то теперь, «с учетом состояния российского рынка ценных бумаг», эти средства приходится закладывать в постоянную часть зарплаты, пояснила эксперт.
Ранее в Минпромторге называли кадровый голод ключевым вызовом для российской промышленности. «Есть проблемы с кадровыми ресурсами в целом, с высокопрофессиональными кадровыми ресурсами для промышленности. Мы сталкиваемся с этими ограничениями все сильнее и сильнее», — сказал первый замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков. По его словам, российской экономике не хватает как управленцев, так и рабочих.
После мобилизации осенью 2022 года Минэкономразвития сообщало о сокращении рабочей силы в России на 600 тыс. человек. Помимо 300 тыс. трудоспособных мужчин, которые отправились на фронт, около миллиона россиян могли уехать их страны от войны и призыва.