Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Снижение демпфера в РФ создает условия для роста оптовых цен на бензин и потери маржи АЗС

МОСКВА, 22 мая (Рейтер) - Обещанное властями РФ двукратное сокращение демпферной субсидии для моторного топлива может привести к значительному росту стоимости оптовых партий автобензина, что заставит операторов АЗС быстрее поднимать цены из-за убытков, говорят участники рынка.

Государство использует демпфирующую надбавку к акцизу на нефтяное сырье для стабилизации стоимости топлива на рынке РФ путем компенсации нефтяникам разницы условной цены с экспортным паритетом. Минфин РФ заявил в конце апреля о намерении скорректировать формулу демпфера, чтобы вдвое снизить выплаты нефтепереработчикам в период с июля 2023 года по июль 2024 года для экономии расходов бюджета.

С начала апреля к настоящему моменту стоимость оптовых партий Аи-92 выросла в среднем на 7.800 рублей за тонну (+17%), Аи-95 - на 9.700 рублей за тонну (+19%).

Цены на оптовые объемы автобензина на рынке РФ находятся в равновесии с расчетной экспортной альтернативой, учитывающей демпфер, говорят трейдеры.

«С начала года держалось сильное отставание (внутренних цен от альтернативы), но за последние месяцы рынок всё выправил. Сейчас бензин (в РФ) торгуется с небольшой премией к альтернативе - это обеспечивает устойчивость», - делится оценками специалист в российской нефтяной компании.

По его словам, сокращение демпфера нарушит этот баланс, ухудшит экономику нефтепереработчиков и вынудит их искать способы восполнить потери за счет цены, за счет покупателей.

«Потеря демпфера слишком чувствительная, поэтому автоматически на ценах отразится - просто зеркально и достаточно быстро (цены) взлетят. Как только демпфер срежут, то максимум за месяц все отыграют в цене так или иначе», - добавил источник.

По его мнению, возникшие убытки на бензине заставят переработчиков сокращать предложение на внутреннем рынке, уменьшать выпуск товарного автобензина, увеличивая объем непереработанной нафты, которая будет уходить на экспорт.

Величина демпфера за апрельские поставки автобензина российским потребителям составила 15.544 рублей за тонну. В мае предварительный размер бензинового демпфера 12.456 рублей за тонну. Если бы коэффициент 0,5 к демпферу, который Минфин намерен применять с июля, использовался сегодня, повышение средней оптовой цены Аи-92 могло бы составить 11%-15%, Аи-95 - 10%-13% или от 4,4 до 5,9 рублей за литр, согласно расчётам Рейтер.

Такое повышение цены сделает отрицательной маржу АЗС, бившую рекорды минувшей зимой. По расчётам Рейтер, маржа АЗС к концу мая уже упала до 5 рублей за литр для Аи-92 и 3 рублей для Аи-95 с 16-20 рублей за литр в среднем зимой.

Однако в случае подорожания бензина в опте соответствующее повышение розничных цен вряд ли станет возможным из-за противодействия антимонопольной службы (ФАС), говорят участники розничного рынка.

«На 5 рублей нам никто не позволит поднять - ФАС не даст. Можно только равномерно в рамках инфляции. Если сейчас (инфляцию) называют 6%, тогда по 0,5% (повышать) можно, - уверяет источник в нефтяной компании

Другие розничные операторы также уверены, что регуляторы не отпустят цены.

»Повышать не дадут. Они (ФАС) нам постоянно припоминают колоссальную маржу, державшуюся с прошлого года. И слышать не хотят, про три года убытков, в которых мы сидели до того. По 25 копеек (в месяц) можно... то есть, 5 рублей (роста) мы за 20 месяцев только наберем«, - рассказывает заправщик в Центральном ФО.

Участники розничного рынка уверены в том, что летом им придется очень туго.

»Ждем довольно быстрый рост оптовых на бензин, вой розницы из-за работы «в минус», умеренное повышение стоимости бензина на АЗС", - делится прогнозом на лето источник в нефтяной компании.

По его словам, надежда лишь на то, что в октябре бензиновые оптовые цены припадут с окончанием сезона высокого спроса и за счет роста предложения с окончанием ремонтов на НПЗ.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку