Генпрокуратура России признала «Гринпис» «нежелательной организацией» на территории России, заявив, что «с начала специальной военной операции РФ по демилитаризации и денацификации Украины активисты „Гринписа“ занимаются антироссийской пропагандой, призывают к дальнейшей экономической изоляции нашей страны и ужесточению санкционных мер».
Теперь за логотип организации, например, на футболке, сумке или кепке, могут привлечь по статье КоАП 20.33, поясняет Анастасия Буракова, юристка по делам, связанным с защитой свободы слова и основательница организации «Ковчег». Она добавляет, что запрет «на распространение информационных материалов «нежелательной» организации, а также производство или хранение таких материалов в целях распространения» прописан в ФЗ-272. Это означает, что хранение кепки «Гринпис» дома тоже могут признать нарушением.
По статье 20.33 КоАП для обычных граждан — физических лиц — предусмотрен штраф от 5 до 15 тысяч рублей.
Но в случае трехкратного нарушения этой нормы следует уголовная ответственность по статье 284.1 УК об участии в нежелательной организации. По ней могут назначить штраф до полумиллиона рублей или обязательные работы.
Анастасия Буракова добавляет, что время производства материала (поста в соцсети, сумки или блокнота с логотипом) не имеет значения, сложившаяся практика по статье 20.33 позволяет относить распространение материалов к длящимся правонарушениям. «По логике прокуратуры, если информационный материал доступен публике, его распространение продолжается, — говорит она. — Так, активистов российской организации «Открытая Россия» неоднократно привлекали за наличие и использование символики и логотипов, которые публиковались задолго до внесения в реестр нежелательных одноименной организации».
В последние годы «Гринпис» не продает вещи с логотипом в России, но дарит брендированные подарки тем, кто вносит пожертвования и помогает организации. Организация не смогла оперативно оценить для The Mosсow Times количество таких вещей, произведенных в России. Однако «Гринпис» работает в России с начала 1990-х, и за это время в стране появились тысячи кепок, футболок, блокнотов и экосумок с логотипом организации.
Буракова, однако, считает, что штрафовать за логотип «Гринписа» будут скорее в соцсетях, а тех, кто носит брендированные вещи, практика может и не коснуться. «На практике вряд ли будут искать настолько сложные пути, — говорит она. Самый простой — [оштрафовать] за репост или пост с символикой или ссылкой на материалы с логотипом в том числе старые. Проще зайти и заскринить, чем бегать по автобусам за дачниками, [которые носят кепку «Гринпис», полученную на эко-акции 15 лет назад].
«Гринпис» работает в России с 1990-х и занимается в России проблемами экологии. В частности, организация помогает бороться с лесными пожарами: развивает движение волонтеров, проводит тренинги для сотрудников национальных парков и заповедников, предлагает необходимые поправки в законы. Например, «Гринпис» призывал провести реформу охраны природных территорий для более эффективной борьбы с пожарами.
После объявления нежелательной организацией «Гринпис» прекратил работу в России. «Это решение делает незаконной продолжение любой деятельности Гринпис в России. Поэтому российское отделение Гринпис вынуждено закрыться. <…> Ликвидация Гринпис в России — это абсурдный, безответственный и разрушительный шаг, не имеющий ничего общего с защитой интересов страны», — говорится в заявлении организации.