Украинская ПВО научилась с помощью предоставленных Западом систем успешно отражать российские ракетные атаки. С конца апреля Россия возобновила массированные обстрелы городов, но они оказались не такими масштабными, как прошлой осенью. Причина может заключаться в том, что у России остается все меньше ракет. Бесцельно потратив их на гражданские и инфраструктурные объекты (сломить дух украинцев и оставить их без электричества так и не удалось), российская армия может остаться без достаточного прикрытия во время предстоящего контрнаступления.
Украина ведет скрупулезный подсчет прилетающих на ее территорию ракет: с начала войны по 18 мая 2023 г. было выпущено 2645 крылатых, баллистических и ракет воздушного базирования дальностью от 300 км. По оценкам украинских военных, перед войной у России было в общей сложности 2727 ракет, к 3 января 2023 г. она произвела еще 516.
С учетом среднемесячного производства (52 ракеты), к концу апреля у России должно было остаться 806 ракет, приводит данные Лузин, приглашенный исследователь Школы права и дипломатии Флетчера при Университете Тафтса, в докладе для The Jamestown Foundation.
Таким образом, с начала войны было израсходовано почти 77% имевшихся и дополнительно произведенных ракет.
По подсчетам самого Лузина, довоенный арсенал России был больше (около 3500 ракет), зато темпы производства — ниже (225 с 24 февраля 2022 по 3 января 2023 г., то есть 18-20 в месяц). Таким образом, к концу апреля у России должно остаться 1156 ракет. То есть по Украине было выпущено почти 70% имевшихся и дополнительно произведенных ракет.
При этом по отдельным категориям соотношения могут быть другими. Например, ракет «Искандер-М» (дальность полета до 500 км) у России уже почти не осталось: выпущено по Украине 744, перед войной было 750-800, производится всего около 4 штук в месяц.
Похожая ситуация с «Калибрами» морского базирования: их, по данным Лузина, осталось всего около полусотни. Россия активно запускала «Калибры» с кораблей Черноморского флота. Поначалу западные эксперты считали их применение против украинских энергетических объектов возможным свидетельством того, что у России не хватает других ракет для ударов по наземным целям. Но эксперты лондонского Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI) Джастин Бронк и Джек Уотлинг поясняли в конце прошлого года: применение противокорабельных ракет против гражданских объектов неэффективно с военной точки зрения (удары получаются неприцельными и бессистемными), но они оказались эффективны против энергетической инфраструктуры, которую пыталась уничтожить Россия, поскольку предназначены для поражения большого куска металла.
Правда, «Калибров» воздушного базирования (их Лузин и Украина учитывают вместе с ракетами Х-101 и Х-555, также запускаемыми с самолетов), еще много. Гиперзвуковых «Кинжалов» использовано около трети из примерно 60 имевшихся и произведенных. Но в последние недели украинская ПВО научилась сбивать и их — с помощью американских систем Patriot.
Интенсивность весенних ракетных обстрелов украинских городов по сравнению с осенними снизилась в несколько раз. Так, 10–11 октября Россия выпустила более 100 ракет, 15 ноября — еще почти 100, обстрелы, пусть и менее масштабные, велись и в другие дни. Еще один массовый обстрел с применением 67 ракет произошел 23 ноября.
С 28 апреля, когда возобновились интенсивные обстрелы, самым массовым стал запуск 30 ракет в ночь на 18 мая. Украина сообщила об уничтожении 29 из них. Во время других запусков применялось около 20-25 ракет.