США и Евросоюз не зря в последнее время сосредоточились на эффективной реализации введенных против России санкций. Параллельный импорт позволил наладить поставки в Россию многих запрещенных товаров двойного назначения и современной технологической продукции. Значительная часть этого потока идет через страны Центральной Азии и Закавказья.
Совокупный экспорт товаров из ЕС и США в Армению, Грузию, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан увеличился в 2022 г. на $9,7 млрд, или на 66%, до $24,3 млрд. А экспорт из этих пяти стран в Россию вырос на $4,8 млрд, или почти на 50% по сравнению с 2021 г., до $15 млрд, подсчитала The Wall Street Journal на основании торговых данных ООН.
В случае с запрещенной продукцией относительный рост торговых потоков выглядит гораздо более внушительно. Так, поставки интегральных микросхем из США и ЕС в Армению превысили в прошлом году $8,5 млн, что в 16 раз больше, чем в 2021 г. ($530 000). А их экспорт из Армении в Россию подскочил в 6500 раз – с менее $2000 до $13 млн.
Аналогичная картина наблюдается с поставками лазеров и измерительных приборов через Кыргызстан, отмечает WSJ.
Сильнее всех нарастил импорт Казахстан – на $4,7 млрд; правда, его экспорт в Россию вырос гораздо слабее – на $1,8 млрд. А вот Кыргызстан и Узбекистан, по-видимому, переправили в Россию почти все, что дополнительно купили на Западе: в первом случае приток составил $0,9 млрд, а отток – $0,6 млрд, во втором – $1,3 млрд и $0,9 млрд соответственно.
А дополнительный армянский экспорт в Россию оказался даже больше, чем дополнительный импорт из ЕС и США, – $1,6 млрд против $1,2 млрд.
Электроника нужна везде – от самолетов до крылатых ракет, систем управления войсками и огнем, систем связи в бронеавтомобилях и танках, отмечает военный эксперт Павел Лузин, приглашенный научный сотрудник Университета Тафтса.
Поставки через страны Закавказья и Центральной Азии – не самые крупные потоки параллельного импорта. Например, через Гонконг и материковый Китай за период с 24 февраля по конец 2022 г. в Россию было поставлено одних только американских чипов на $570 млн – в 11 раз больше, чем за аналогичный период 2021 г.
А за восемь месяцев в прошлом году из США в Россию было отправлено запрещенных деталей для самолетов на $14,4 млн, в том числе произведенных корпорацией Boeing – на $8,9 млн, пишет The New York Times со ссылкой на данные российской таможни. В основном поставки для российских авиакомпаний, находящихся под санкциями США, шли через ОАЭ, Турцию, Китай и Мальдивы.
Даже небольшие объемы, будучи направлены через несколько стран, «в сумме вносят значительный вклад» в способность Москвы по-прежнему получать доступ к западным технологиям, и это «подпитывает, а не сдерживает ее военные усилия», отмечает Сара Стюарт, гендиректор вашингтонского центра Silverado Policy Accelerator, который анализирует российские торговые данные.
Поэтому ЕС и США сейчас активно занимаются ужесточением правоприменения. Дэвид О’Салливан, назначенный недавно спецпредставителем ЕС по санкциям, говорил в апреле журналистам, что его первая задача – работа со странами, включая центральноазиатские, с помощью которых Россия обходит санкции. Более жесткие меры, такие как запрет на экспорт или санкции, будут рассматриваться, только если эти страны не предпримут усилий по закрытию лазеек, сказал он. Недавно О’Салливан во время визита в Узбекистан передал властям страны список товаров, которые имеют военное назначение и используются российской армией в войне с Украиной.
ЕС в рамках разработки 11-го пакета санкций готовит механизм, который должен удержать третьи страны от помощи России и перекрыть каналы поставок наиболее важной продукции. Для этого предполагается создать два списка – стран, с которыми надо вести работу по закрытию реэкспортных путей, и товаров, которые могут быть запрещены к продаже в эти страны.
ЕС может запретить экспорт определенных товаров в конкретные страны, если у него будут очевидные свидетельства того, что те попадают на территорию России, заявила в понедельник председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Страны «большой семерки», саммит которых состоится в мае, также наращивают усилия по борьбе с обходом санкций, сказала она:
Эффект санкций сильно увязан с качеством координации с нашими партнерами, будь то в рамках G7 или с другими странами.