Страны ЕС единогласно поддержали ужесточение санкций в отношении энергетического сектора России, которые должны ударить по «теневому флоту» для перевозки нефти.
Возражений против усиления эмбарго не высказала ни одна из 27 стран ЕС, включая те, что «получают выгоду от незадекларированного импорта российской нефти», рассказали Politico три осведомленных источника.
«Конечно, этот пакет [санкций] отличается от других тем, что фокусируется на их обходе, и он будет иметь другое влияние, поэтому мы не торопимся, чтобы рассмотреть все предложения», — сказал изданию европейский дипломат из страны, которая ранее столкнулась с критикой из-за сохранения энергетических связей с Россией.
В рамках 11-го пакета санкций Еврокомиссия предложила запретить заходить в европейские порты судам, которые уличены или подозреваются в поставках нефти в ЕС в обход эмбарго либо в нарушении установленного ЕС и «большой семеркой» ценового потолка. Такие операции обычно осуществляются с помощью перегрузки нефти в море с одного танкера на другой, что позволяет скрыть ее происхождение.
С начала этого года более 40 млн баррелей российской нефти было перегружено в море у берегов Сеуты, испанского анклава в Северной Африке, и греческого города Каламата, показало расследование агентства. В таких операциях зачастую используются танкеры, о которых неизвестно, кто ими владеет и есть ли у них страховка. Согласно условиям ценового потолка, получить страховку (а в 95% случаях ее предоставляют западные компании) могут только суда, подтверждающие, что приобрели нефть не дороже $60 за баррель.
Под европейский запрет также попадут танкеры, отключающие транспондеры (что помогает им скрывать свои маршруты и порты назначения). По данным Bloomberg, каждый третий баррель, или более 1 млн баррелей в день, экспортируется из России танкерами, которые отключают транспондеры или не сообщают о порте назначения.
Новые меры должны ударить по «теневому флоту» танкеров, который Россия начала использовать после введения нефтяного эмбарго и потолка цен на российскую нефть и нефтепродукты. При этом у нее недостаточно собственных судов, поэтому перевозкой занимаются также танкеры других стран.
Несмотря на нефтяное эмбарго, российские нефтяники не только не потеряли экспорт, но даже его нарастили. Согласно подсчетам Bloomberg, в последнюю неделю апреля нефтяной экспорт России превысил 4 млн баррелей в сутки. Главным покупателем российской нефти стала Индия, которая платила в марте $70,18 за баррель, что выше потолка.