Российские производители смартфонов и планшетов стали чаще сталкиваться с отказом при получении лицензии Google на установку сервисов корпорации на свои устройства. Речь идет о Google Mobile Services (GMS), в которые входят YouTube, Google Play, карты и многие другие программы, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники на рынке электроники.
По их словам, вендорам приходится получать лицензии Google с помощью производственных площадок в Китае, которые подают российские устройства как международные. Однако некоторые китайские фабрики уже получили оповещение о деавторизации в случае сотрудничества с российскими разработчиками, отметил один из собеседников.
Также некоторые российские производители устанавливают MicroG — дополнение, которое позволяет использовать сервисы Google, в том числе аккаунт, почту и подписки, без официальной лицензии. Проект работает на открытом коде и служит заменой службам Google Play в Android.
Председатель Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич назвал происходящее «переформатированием сотрудничества российских производителей и китайских фабрик, их адаптацией к новым реалиям». При этом он подчеркнул, что российский рынок важен для Google и компания «пытается сохранить позиции» на нем.
В России у Google около 100 млн пользователей и компания «не хочет расставаться с этим активом», отметил источник среди производителей. В то же время американская корпорация не всегда может отследить конечных бенефициаров лицензий, которые получают китайские фабрики, считает другой собеседник.
Отслеживание структуры владения иностранных контрагентов «в целом вызывает сложности», а информация о владельцах компаний никогда не была полностью публичной, говорит адвокат КА Pen & Paper Виктор Рыков.
На платформе Android работают такие российские марки электроники, как BQ, F+, Dexp, Ayya T1 и Aquarius. Все они выпускают свои смартфоны и планшеты в Китае. При этом спрос на российские смартфоны падает — с января по март текущего года он снизился на 53%, до 46 900 штук.