МОСКВА, 4 мая (Рейтер) - Крупнейший российский банк, государственный Сбербанк, становится одной из ведущих технологических компаний в стране, расширяя свой бизнес по мере того, как санкции и уход конкурентов освобождают новые для него ниши.
Имидж Сбера как советского сберегательного банка постепенно трансформировался под руководством его главы Германа Грефа, который направлял инвестиции в искусственный интеллект, облачные сервисы, технологии больших данных и интеллектуальные устройства.
Россия и Сбербанк адаптируются к беспрецедентным экономическим санкциям, введенным Западом из-за конфликта в Украине, но при этом технологическое развитие России становится все более зависимым от одного государственного игрока.
Сбербанк, обслуживающий около 107 миллионов розничных клиентов и располагающий активами в размере $530 миллиардов, с 2020 года позиционирует себя как технологическую компанию и теперь стремится урвать больший кусок от сокращающегося технологического пирога России.
Несмотря на то, что прибыль банка в 2022 году упала почти на 80%, инвестиции в технологии оставались на высоком уровне, сказал в интервью Рейтер старший вице-президент и руководитель блока «Технологии» Сбербанка Андрей Белевцев, не приводя конкретных цифр.
«В прошлом году 85% вендеров и производителей отказались работать со Сбером, но это никак не повлияло на нашу работу и не привело ни к одному сбою», - сказал Белевцев.
Белевцев представил прошедший год как не более чем этап на пути развития российских технологий и рассказал о внутренней технологической стратегии Сбербанка и надеждах на дальнейшее сотрудничество с Китаем в области технологий с открытым исходным кодом.
Россия уже признала серьезные недостатки в отрасли электроники. Импорт микросхем и другого высокотехнологичного оборудования, имеющего решающее значение для производства оружия и автомобилей, иссяк, а сотни тысяч работников, в том числе в технологическом секторе, переехали за границу.
Белевцев не рассказал, каким образом Сбербанк, оперирующий суперкомпьютерами, получает доступ к микросхемам, импорт которых попадает под санкции. В апреле Греф назвал видеокарты самым сложным оборудованием с точки зрения замены.
«Да, на некоторые из них действуют ограничения. Это очень сложная технология», - сказал Белевцев.
«У каждой компании свои коммерческие тайны и свои поставщики, свои цепочки поставок».
Он отказался сообщить, использовал ли банк российское законодательство о параллельном импорте, которое позволяет импортировать в РФ товары без согласия производителей.
СОТРУДНИЧЕСТВО С КИТАЕМ
Несмотря на проблемы с поставками, Сбербанк ускорил переход на собственные технологии и готов продавать программное обеспечение внутри страны и, по возможности, на экспорт, сказал Белевцев.
«Многие страны определяются, что они готовы делать, а что нет, - сказал он. - Людям нужны технологии, они заинтересованы, и им интересна Россия как поставщик и производитель технологий».
Одним из ключевых рынков сбыта является Китай. Москва становится все более зависимой от Пекина, резко увеличивая использование юаня, поставки энергоносителей в КНР и продажи автомобилей китайских брендов по мере того, как западные автопроизводители покидают Россию.
«Open source обеспечил существенную часть всего технологического сегодняшнего прорыва, который мы видим в последнее время, а также сотрудничество между компаниями, - сказал Белевцев. - Мы хотели бы, чтобы в этой области, не только Россия и Китай, а чтобы во всех странах мира продолжалось активное сотрудничество по open source решениям».
Но поскольку это сотрудничество еще не началось, ближайшее будущее Сбербанка может быть ограничено внутренним рынком, на котором экономический рост, скорее всего, будет в лучшем случае минимальным.
Сбербанк продал около 1,5 миллиона смарт-устройств с момента запуска этого направления бизнеса менее трех лет назад, сказал Белевцев. Он считает, что у покупателей всегда будет достаточно накоплений, чтобы купить умный телевизор - «окно в мир» для россиян.
«Надо приехать в российскую глухую деревню. Если там есть электричество, то вы обязательно увидите спутниковую тарелку над даже очень стареньким домом», - сказал он.
Белевцев сказал, что в этом году Сбер нацелен на продажу сотен тысяч телевизоров.
Чтобы добиться этого и занять долю рынка, оставленную уходящими западными конкурентами, Сбербанк соревнуется с лидером рынка Яндексом.
Сбер делает правильные шаги, но конкурировать с Яндексом очень сложно: Яндекс, в отличие от Сбера, никуда не спешит, сказал руководитель агентства Content Review Сергей Половников.
«У них (Сбера) очень большие амбиции и, самое главное, у них бездонный кошелек, за деньги можно сделать очень много», - сказал он. (Александр Мэрроу. Перевел Глеб Столяров. Редактор Дмитрий Антонов)