Каждый третий россиянин, бежавший от мобилизации осенью 2022 года, не намерен возвращаться в Россию.
Это показал опрос группы независимых исследователей Exodus-22, в котором приняли участие более 600 релокантов, пишут «Важные истории» со ссылкой на результаты исследования. Из тех, кто уехал из России в период мобилизации, 13% не хотят возвращаться обратно, а еще 20% «скорее» не хотят. В общей сложности они составляют 33% от всех опрошенных.
При этом желают вернуться в Россию 29%, а 27% «скорее» хотели бы это сделать. Оставшиеся 11% затруднились с ответом.
Одновременно с этим почти 50% назвали свой отъезд осенью запланированным или скорее запланированным, хотя и вынужденным. Исследователи отмечают, что мобилизация могла просто подтолкнуть часть тех, кто и так думал уезжать или колебался в этом решении после начала войны в феврале 2022 года.
Кроме этого, как показал опрос, каждому четвертому (25,8%) релоканту сбережений хватит на проживание за границей от 1 до 3 месяцев, 29,8% — от 3 до 6 месяцев, а 25,3% — от 6 до 12 месяцев. Таким образом, большинство обеспечено средствами как минимум на полгода.
Большинство из бежавших от мобилизации переехали в Армению или Грузию, но многие из них рассматривают эти страны как «транзитные хабы для старта в Европу, Израиль и страны Америки», отмечают исследователи. Дружелюбным отношение к ним в Армении назвали 70% релокантов и только 15,5% в Грузии.
Средний портрет россиянина, который уехал в эмиграцию осенью, исследователи рисуют следующий: 32-летний IT-специалист из Москвы или Санкт-Петербурга. Показатель высшего образования, которое есть у 77% релокантов, в разы превышает средний по России.
После объявления президентом РФ Владимиром Путиным мобилизации в сентябре 2022 года страну, по разным оценкам, покинули от 700 тыс. до миллиона человек. По данным Минэкономразвития, только в сентябре численность рабочей силы в возрасте старше 15 лет сократилась на 600 тыс. человек. Центр макроэкономического анализа Альфа-банка оценивал количество уехавших за первые девять месяцев 2022 года в 1,1 млн человек.
В ходе массовой эмиграции Россия потеряла более 23% топ-программистов, государственные и частные клиники зафиксировали отъезд наиболее высококвалифицированных врачей, а опрос Института Гайдара среди топ-менеджеров и владельцев предприятий промышленности выявил рекордный кадровый голод за всю современную историю страны.