В феврале 2022 года я сравнил первый раунд санкций Великобритании против России и путинского режима с перестрелкой из огнестрельного оружия. Угроза санкций не смогла сдержать полномасштабное вторжение Владимира Путина в Украину, и их первый этап был медленным и неэффективным.
Западные лидеры поначалу плохо формулировали свои амбиции, которые варьировались от разрушения цепочек поставок России до раскачивания основ ее экономики. Но теперь они ограничивают доступ Москвы к международной финансовой системе и применяют все более жесткие торговые ограничения.
Но пока санкции расширялись, число стран, применяющих эти санкции, осталось прежним. Это главная причина неэффективности: слишком многие страны в лучшем случае сидят на двух стульях, а в худшем извлекают выгоду из предоставления Кремлю и его марионеткам возможностей для обхода санкций.
Недавно власти США заявили, что Россия пытается восстановить свои деградировавшие цепочки поставок в военно-промышленном комплексе, обходя западный экспортный контроль.
Но если правительства ОАЭ, Турции и Южной Африки могут игнорировать решения о санкциях, принятые в Вашингтоне, Лондоне и Брюсселе, то их компании и финансовые учреждения не могут: им не позволит сам характер мировой торговли, им нужны связи с международными партнерами.
Например, банку в стране, не соблюдающей санкции, который продолжает предлагать финансовые услуги определенным компаниям или частным лицам, почти наверняка потребуется доступ к международной финансовой системе. Этот доступ чаще всего предоставляется крупными глобальными банками, расположенными в США, Европе или Великобритании, которые обязаны строго соблюдать санкции.
Эти банки-корреспонденты должны усилить контроль за банками-клиентами и, при необходимости, полностью разорвать отношения, чтобы избежать обхода санкций.
Такое принуждение к соблюдению санкций может быть неприятным, но не делать этого — значит способствовать финансированию и снабжению военной машины Москвы.
Глобальные банки также должны быть готовы к изменениям в обслуживании своих корпоративных клиентов после вторжения в Украину. В частности, они должны проверять и допрашивать компании, которые нарастили бизнес со странами, такими как Армения, Казахстан и Турция, которые выступают в качестве «посредников» в торговле, фактически помогая России уклоняться от санкций.
Наконец, компании в странах, которые способствуют обходу санкций — например, поставка Ираном беспилотников в Россию — сами должны быть добавлены в списки запрещенных.
Некоторые усилия в этом направлении заметны, и это обнадеживает. Но можно сделать еще больше — начиная с более эффективного внутреннего применения санкций в странах-союзниках и заканчивая усилением международной поддержки санкций.
Нет никаких сомнений в том, что союзники Украины извлекли уроки из своего слабого санкционного ответа на аннексию Крыма Россией в 2014 году. Но Кремль адаптирует и маскирует свои цепочки поставок и финансовые связи, и Западу необходимо будет корректировать свою деятельность.
Перевод публикации FT.