Представители Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального не приехали на созванный экс-главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским съезд оппозиции, состоявшийся в прошлые выходные на полях правозащитной конференции в Берлине. Членов ФБК также нет среди публичных подписантов «Декларации российских демократических сил», составленной по итогам мероприятия.
Четвертая конференция памяти Юрия Шмидта — российского адвоката, умершего в 2013 году — состоялась 28–29 апреля в Берлине. В 2023 году мероприятие было полностью посвящено войне в Украине. Ходорковский анонсировал съезд антивоенной оппозиции в марте, предложив использовать его для того, чтобы объединить российские антивоенные силы.
Итоговые документ съезда озаглавлен «Декларация российских демократических сил». В нем война против Украины названа «преступной», а режим Путина «нелегитимным» и подлежащим ликвидации.
«Российские войска должны быть выведены со всех оккупированных территорий. Международно признанные границы России должны быть восстановлены; военные преступники должны быть преданы суду, а жертвам агрессии должны быть выплачены компенсации», — говорится в документе.
Среди участников собрания, публично подписавших декларацию, — несколько десятков человек. Среди них помимо Ходорковского, предприниматели Евгений Чичваркин и Борис Зимин, бывшие депутаты Госдумы Геннадий и Дмитрий Гудковы и Илья Пономарев, экономисты Сергей Алексашеноко и Сергей Гуриев. После завершения форума декларацию опубликовали на сайте Change.org, где она за первые сутки набрала ещё около 5000 подписей.
Гуриев в марте представлял организацию Навального на встрече российской оппозиции с руководством Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) и ранее писал экономическую программу Навальному. Но в Берлине Гуриев присутствовал на форуме в личном качестве и не представлял ФБК, пояснил экономист The Moscow Times. По словам Гуриева, в марте он представлял ФБК в ПАСЕ в виде исключения — представители фонда Навального хотели принять участие во встрече, но не смогли приехать.
Руководитель ФБК Мария Певчих пока не ответила на вопрос The Moscow Times о причинах неучастия ФБК в берлинской конференции, организованной Ходорковским.
Посетил конференцию, но отказался подписывать декларацию политик Максим Кац, заявив, что «рад коммуникации, которая происходит, но не готов вписываться в совместные заявления на данном этапе».
Берлинская декларация — одна из самых значимых попыток самоорганизации антивоенной антипутинской России на сегодняшний день, считает политолог Кирилл Рогов. «Сформулированные в ней тезисы, безусловно, разделяются миллионами россиян, находящимися в России и вне ее. Многие из этих людей сто раз подтвердили своими словами и поступками приверженность им. Но когда дело доходит до „коллективного действия“ — до подписания общего документа, у нас начинается ступор. „А кто это организовал? А зачем? А не воспользуются ли моим голосом? Не обманут ли?“ Безусловно, воспользуются и обманут. К гадалке не ходи. Потому что в этой истории нельзя положить шар в правильную лузу и потом ждать, когда придет процентный доход. Берлинская декларация — это начало процесса», — прокомментировал Рогов мероприятие в своем телеграм-канале.