Генеральный прокурор Болгарии поручил Государственному агентству национальной безопасности провести расследование того, как власти страны реализуют введенные Евросоюзом санкции против России. «Прокуратура запрашивает у совета министров и всех министерств и ведомств, участвующих в работе координационной группы [по российским санкциям], информацию о том, какие конкретно меры и действия были предприняты, какие постановления выпущены в связи с наложенными санкциями», — цитирует Euractiv заявление прокуратуры.
Как сообщало информагентство еще в феврале, власти Болгарии не ввели никаких ограничительных мер в отношении российских граждан и компаний, внесенных в санкционный список ЕС. Между тем в списке уже почти 1400 россиян и более 170 компаний, а также связанные с ними родственники и юрлица.
По информации болгарских властей (последние публичные данные есть за 2019 г.), почти 300 000 россиян владеют более чем 500 000 объектов недвижимости. Еще в апреле 2022 г. журналисты расследовательского проекта Bird.bg сообщали, что среди тех, кто включен в санкционный список ЕС и владеет недвижимостью в Болгарии, прежде всего на черноморском побережье, родственники Сергея Чемезова, гендиректора «Ростеха» и члена бюро Высшего совета «Единой России»; Максима Топилина, депутата Госдумы, который ранее занимал различные должности в правительстве; Владимира Плигина; депутата Госдумы от «Единой России» (против него санкции были введены еще в 2014 г.); депутата Госдумы от «Справедливой России» Алексея Чепы и др.
В Болгарии за введение санкций отвечает Национальное агентство по доходам (налоговая служба), которое входит в Министерство финансов. Но с 2014 г., когда ЕС начал вводить санкции в ответ на российскую аннексию Крыма, агентство не издало ни одного постановления о реализации таких мер на территории Болгарии, отмечает Euractiv.
На прошлой неделе депутат парламента Делян Добрев заявил, что российские олигархи отмывают миллионы через банк в Болгарии, не назвав его. «Болгарские власти не решаются, не хотят вводить санкции, у них нет процедур и возможностей для этого», — говорит Руслан Стефанов из местного аналитического Центра демократических исследований.
Затяжной политический кризис длится в Болгарии с 2020 г. В июне 2022 г. из действовавшей всего полгода правящей коалиции вышла одна из партий и парламент вынес правительству вотум недоверия. В августе оно подало в отставку, с тех пор в стране работает техническое правительство, поскольку после октябрьских выборов сформировать новую коалицию так и не удалось. При этом власти поддерживают Украину, в том числе поставками оружия.