Дополнительное финансирование войны с Украиной должно осуществляться за счет состоятельных граждан и экспортеров ресурсов в России, заявил первый зампредседателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Щапов изданию Ura.ru.
«Если все же дело дойдет до дополнительной нагрузки для финансирования расходов армии и спецоперации, то платить должны сверхбогатые и экспортеры ресурсов. Нужна более крутая прогрессивная шкала НДФЛ, увеличенная нагрузка на роскошь и дополнительное повышение ставок для экспортеров», — сказал Щапов.
По его словам, все это можно сделать в рамках существующей налоговой системы. Щапов добавил, что в случае нехватки денег для продолжения войны, перед налоговыми изменениями также можно задействовать «средства Фонда национального благосостояния и госзаймы».
В 2020 году Щапов стал самым богатым депутатом Госдумы от Иркутской области, увеличив свой доход с 5,8 млн до 22,3 млн рублей. Однако в следующем году его заработок внезапно сократился до 6,1 млн рублей. Актуальные данные почти все депутаты публиковать отказались, поскольку президент разрешил им не декларировать доходы.
В попытке найти деньги для бюджета, которому в этом году нужно потратить 10 трлн рублей на армию силовые структуры, власти уже ввели «добровольно-принудительный» сбор на 300 млрд рублей с крупных компаний, а также повышают налоги для нефтедобывающих корпораций. При этом эксперты называют такие меры временными «заплатками» и предсказывают повышение налогов для корпоративного сектора. Об этом, в частности, предупреждали аналитики «Альфа-Банка».
Накануне стало известно, что власти готовят «охоту» на бизнес, уклоняющийся от уплаты налогов, чтобы закрыть возникшие из-за войны и санкций «дыры» в федеральной казне и бюджетах регионов. Правительство поручило налоговой службе провести мониторинг и проверки компаний на предмет «теневой занятости» — когда зарплаты сотрудникам платятся наличными в конвертах, без уплаты НДФЛ и соцвзносов.
В последние месяцы 2022 года более трети субъектов РФ (33 из 85) зафиксировали падение поступлений в казну, а пять — пережили полноценный крах доходов. Кроме того, по итогам первого квартала нефтегазовые доходы России упали на 45%, а дефицит бюджета превысил годовой план — 2,4 трлн рублей. Накопленный итогом за 12 месяцев (с апреля-2022 по март-2023) бюджет потратил на 7 трлн рублей больше, чем собрал в виде налогов.
Чтобы закрыть «дыру», ФНС уже резко увеличила число налоговых проверок (до 10,2 тысяч за прошлый год), а по их итогам выставила бизнесу претензии на рекордные 685,7 млрд рублей. Сумма доначислений на 80% превысила прошлогоднюю, при этом выявлением налоговой недостачи закончились 95% проверок.