Война в Украине уничтожает «мирные дивиденды», которыми страны мира пользовались после окончания холодной войны для быстрого повышения благосостояния своих народов. Но парадоксальным образом может улучшать экономическую статистику.
Двузначные темпы роста в отраслях, связанных с производством вооружений, позволили российской промышленности в марте впервые за год показать положительный результат. Схожим образом оборонный сектор стимулировал рост ВВП США благодаря крупным госзаказам на выпуск оружия и боеприпасов для Украины.
Экономика США прибавила в I квартале 1,1% в годовом исчислении, сообщило в четверг Министерство торговли. Увеличение военных расходов обеспечило пятую часть этого роста, или 21 базисный пункт, показали расчеты Bloomberg на основании данных министерства.
За год, что идет война в Украине, со II квартала 2022 г. по I квартал 2023 г., вклад оборонного сектора в рост ВВП составил, в среднем, 13 б. п. Ситуация радикально изменилась по сравнению с довоенным временем. В предыдущие пять кварталов этот вклад был отрицательным: из-за сокращения военных расходов оборонка отнимала у роста ВВП, в среднем, 23 б. п.
Теперь же она помогает американской экономике, которая замедляется из-за повышения процентных ставок Федеральной резервной системой. Военный бюджет США на текущий финансовый год (заканчивается в сентябре 2023 г.) составляет $816 млрд – на $76 млрд больше, чем в предыдущем финансовом году, – и является одним из самых крупных в истории в реальном выражении (с поправкой на инфляцию). Ожидается, что бюджет Пентагона на 2024 ф. г. будет еще больше, отмечает Bloomberg.
«Гигантские потребности Украины» в отражении «незаконной и аморальной» российской агрессии «порождают проблемы в военной-техническом обеспечении боевых операций в масштабах, которых я не ожидал», признается адмирал в отставке Джеймс Ставридис, бывший верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе. Но ВПК наращивает производство, беря пример из истории, когда во время Второй мировой войны США и их союзники превзошли страны Оси по уровню производства вооружений, отмечает Ставридис.
В России, по данным Росстата за март, промышленный выпуск увеличился впервые с марта 2022 г. – на 1,2%. Рост стал следствием военного бума. Оборонные заводы работают в трехсменном режиме, в результате, например, производство «готовых металлических изделий», к которым относятся вооружения и боеприпасы, взлетело на 30,3%. Второй месяц подряд более чем на 10% увеличился выпуск «прочих транспортных средств» (сюда Росстат включает танки и другую военную технику).
Производство вооружений учитывается в ВВП, поэтому спад в российской экономике оказался не таким сильным, как прогнозировалось после начала войны, отмечает профессор Чикагского университета Константин Сонин. Однако потраченные на оружие ресурсы фактически отняты у населения, а потеря танков на поле боя не вычитается из ВВП. Поэтому этот показатель перестал отражать реальную ситуацию в экономике, считает Сонин, потребление и розничная торговля, например, упали почти на 10%.
В США личные потребительские расходы выросли в I квартале на 3,7% в годовом исчислении, по данным Министерства торговли, в том числе на товары длительного пользования (включая мебель, бытовую технику, автомобили) – на 16,9%. Россиянам же приходится на таких товарах экономить, как из-за ухудшения материального положения, так и в результате сокращения ассортимента: особенно это заметно в случае с автомобилями, где продажи в 2022 г. упали на 59%, по данным «Автостата».
Российские военные расходы в прошлом году увеличились на 9,2% до $86,4 млрд и составили 4,1% ВВП (в 2021 г. – 3,7%), сообщил на днях Стокгольмский институт изучения проблем мира. В США рост составил 0,7%.