(Добавлены высказывания Силуанова, справочная информация)
МОСКВА, 28 апр (Рейтер) - Российский Минфин предлагает снизить вдвое топливный демпфер для нефтяников, сообщил глава ведомства Антон Силуанов.
Нововведения будут действовать с июля 2023 года по июль 2024 года. После корректировки демпфера выплаты нефтяникам из бюджета сократятся на 30 миллиардов рублей в месяц, сказал министр финансов.
«Сейчас западных рынков нет..., с Urals тоже непонятно, какой там дисконт, как правильно считать. Поэтому в настоящее время демпфер, по сути дела, идет в маржу нефтепереработчиков. Маржа переработчиков сегодня 8.000 рублей на тонну, раньше была меньше 2.000 рублей за тонну. Если посмотреть, откуда она берется - за счет демпфера. Получается, маржу нефтепереработчикам из бюджета платим», - цитирует Силуанова Интерфакс.
По его словам, Минфин «не может пройти мимо этого факта».
«Были предложения отменить демпфер, но тогда маржа нефтепереработчиков будет на уровне предыдущих нормальностей, может быть даже пониже. Сейчас предложение у нас такое - уполовинить эту маржу. И на год зафиксировать - с июля этого года до июля следующего года - сниженный в два раза демпфер. Это даст нам экономию по нефтегазовым доходам и снизит недопоступление этих доходов в бюджет», - сказал Силуанов.
Демпферный механизм на нефтепродукты действует с 2019 года и рассчитывается исходя из разницы между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой. В случае если разница положительная и экспорт становится выгоднее поставок на внутренний рынок, государство платит нефтяным компаниям. В обратном случае нефтяники платят в бюджет. Выплаты нефтяникам из казны по демпферу в 2022 году превысили 2,1 триллиона рублей.
За первые три месяца 2023 года, по данным Минфина, нефтяники из бюджета получили 253,3 миллиарда рублей против 351,6 миллиарда рублей в январе-марте 2022 года.
После изменения демпфера Федеральной антимонопольной службе нужно будет контролировать ситуацию, чтобы компании не пытались завышать цены на нефтепродукты, сказал глава Минфина.
«Сейчас самое главное, чтобы наши нефтепереработчики не пытались создавать повышательный тренд в ценах на нефтепродукты. Потому нужно очень четко контролировать ценообразование на бензин и дизель. На дизель демпфер не должен влиять по ценам, которые сложились. На бензин чуть-чуть давление возможно», - сказал Силуанов.
Последняя корректировка формулы демпфера произошла в текущем году. С апреля были повышены предельные значения дифференциала (разности нефтяных котировок североморского эталона North Sea Dated (NSD) и Urals), уменьшающие величину расчетной экспортной альтернативы при определении демпфирующей надбавки для автобензина и дизтоплива.
ЦЕНА НАЛОГОВ
Силуанов также сообщил, что правительство изучает вопрос дополнительной корректировки цены нефти для налогообложения нефтяных компаний.
Российские власти в этом году внесли поправки в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми при расчете нефтяных налогов - НДПИ, НДД, экспортной пошлины и обратного акциза на нефть - будет установлен предельный дисконт российской марки Urals к Brent.
«У нас есть и дальнейшие предложения по корректировке этой методики, которые будут обсуждаться в правительстве», - сообщил Силуанов, отказавшись озвучить подробности.
«По поводу дисконта, расчета справедливой цены для налогообложения нефтедобытчиков. Первая часть принята c постепенным снижением дисконта до $25 за баррель к Brent. Минфин на этом не останавливается, мы не можем ничего не делать», - добавил он. (Дарья Корсунская)