Евгений Пригожин любит навешивать ярлык «предатель». Так он называл в том числе тех представителей российской элиты, кто, по его словам, живет за рубежом, растит там детей, ездит в отпуск за границу. Но, как и у многих настоящих «патриотов», члены семьи Пригожина продолжали вести роскошную жизнь на том самом Западе, хотя он сам и его компании находятся под западными санкциями с 2016 г.
Также Пригожин использует членов своей семьи для перетасовки активов, пишет Financial Times. Например, его младшей дочери Веронике только в марте исполнилось 18 лет, и она единственный член семьи, против кого не были введены санкции. В конце 2022 г. Вероника стала владельцем компании, контролирующей отель в Петербурге.
Перетасовка лошадей
За четыре дня до российского вторжения в Украину эта самая Вероника участвовала в международных любительских соревнованиях по конкуру на испанском средиземноморском курорте под Валенсией и заняла четвертое место. Конный спорт – занятие дорогое, и им занимаются обе дочери Пригожина. С 2014 г. Вероника и старшая дочь, Полина, участвовали в сотнях конноспортивных мероприятий в Германии, Франции, Португалии, Италии, Бельгии и Испании, пишет FT со ссылкой на данные Международной федерации конного спорта (FEI).
Ни одна из лошадей, на которых они выступали, не была зарегистрирована в FEI на кого-либо из членов семьи Пригожина. Несколько конезаводчиков и тренеров, с которыми связалась газета, не смогли сказать, кто является конечным владельцем лошадей, но считают, что им была Полина. Она не ответила на просьбу о комментарии.
В 2015 г. к бельгийскому ветеринару Полу Хендриксу обратился иностранец с предложением купить его лошадь по кличке Казапилоко. Осмотреть лошадь он приехал вместе с Полиной, которая, прежде чем купить ее, сделала несколько выездок. «Я больше никогда о них не слышал, но девушка была очень счастлива», – рассказал Хендрикс FT. В 2018 г., через два года после того, как Пригожин попал под первые санкции, Полина впервые участвовала на Казапилоко в соревнованиях по конкуру в итальянском Ареццо; после этого она выступала на этой лошади еще около 60 раз.
Перетасовка активов
Но члены семьи Пригожина не просто пользуются его богатством, которое он заработал в качестве повара Путина, поставщика еды по госконтрактам (в том числе для школ и Минобороны), а также создателя частной военной компании «Вагнер». Правительство США в 2022 г. заявило, что Полина, жена Любовь и сын Павел «исполняют различные роли в бизнес-предприятии Пригожина», которое зарабатывает «благодаря своему благоприятному положению в российской элите». Павел, кроме того, согласно постам самого Пригожина в соцсетях, воевал в составе «Вагнера» в Сирии.
Согласно регистрационным данным, родственники Пригожина владеют долями в его компаниях и передают их друг другу. В 2019 г. Полина стала акционером ООО «Лахта Плаза». В марте 2022 г. США ввели санкции против «Лахта Плазы» и еще двух ООО – «Лахта Парк Премиум» и «Лахта Парк»; все они занимаются девелопментом и все на тот момент уже принадлежали Павлу. У «Лахта Плазы» тот же телефон и аудитор, что и у нескольких российских компаний, которые поставляли оборудование для горнодобывающих и лесозаготовительных предприятий в Африке. Против этих компаний США и ЕС ввели санкции, назвав их прикрытием для деятельности «Вагнера».
Связи с компаниями Пригожина есть и у его матери Виолетты, которая в 2017 г. пришла учиться в студию рисования, а уже год спустя открыла собственную галерею на Большом проспекте в Петербурге, работу которой активно освещали СМИ, включая «Первый канал». Там Виолетта выставляет собственные работы. В 2021 г. аудит галереи, как следует из официальных данных, проводила небольшая фирма «Акцент», которая занимается аудитом всех компаний, входящих в пригожинскую группу «Конкорд», и девелоперского бизнеса семьи. Не менее двух третей клиентов «Акцента» связаны с Пригожиным, отмечает FT, включая «М-инвест» и «М-финанс». Первая попала под санкции в качестве базы «Вагнера» в Судане, вторая – за «серьезную преступную деятельность» в Центральноафриканской Республике, включая, по данным правительства США, «массовые казни, изнасилования, похищения детей, физическое насилие».
Как ни удивительно, Виолетте Пригожиной удалось в этом году добиться в европейском суде снятия с себя санкций. Она утверждала, что родственная связь – недостаточное основание для введения ограничительных мер, а сама она якобы уже более пяти лет никак не связана с компаниями сына. Однако это не совсем так, как видно по деятельности ее галереи. Кроме того, ее муж, Самуил Жаркой, в 2021 г был топ-менеджером «Конкорд менеджмент и консалтинг», согласно внутренним документам компании, с которыми ознакомилась FT. Он также в последние годы был генеральным менеджером «Конкорд Кейтеринг» – это следует из утекшей переписки российских юристов Пригожина и британских адвокатов, с помощью которых тот до войны пытался доказать, что не связан с ЧВК «Вагнер», и засудить за клевету основателя проекта Bellingcat Элиота Хиггинса.
В ходе подготовки к тому процессу юристы приложили счет за газ из петербургской квартиры Виолетты Пригожиной, указав, что она живет там вместе с сыном и оплачивает его счета за коммунальные услуги.
Новые санкции против Пригожиной уже подготовлены – по другим основаниям, сказал FT европейский чиновник.
«Оглядываясь назад, нам нужно было выявить этих людей гораздо раньше, чем мы это сделали, – говорит про родственников Пригожина и других представителей российской власти и бизнеса Том Китинг, эксперт по санкциям Королевского объединенного института оборонных исследований. – Выявить и преследовать членов семей и аффилированных лиц, которые неизбежно будут пытаться помогать обходить санкции».