В конце 1990-х годов многие интеллектуалы жаловались, что власть в России захватили «троечники».
Имелись в виду люди, которые более или менее что-то выучили, очень поверхностно понимают то, чем они занимаются, и презирают всех тех, кто тратит время на поиски истины и более глубокое изучение проблем. В самом деле, знать что-либо досконально не только не требовалось для успеха на государственной службе или для продвижения на высшие позиции в корпорациях, но это ещё и мешало карьере. «Слишком умных» надо было ставить на место, они мешали простейшим решениям, сводившимся к тому, чтобы постараться извлечь максимум немедленной выгоды из любой текущей ситуации, не задумываясь о последствиях.
Увы, троечники 2000-х годов могут показаться супер-интеллектуалами и глубокими стратегами на фоне людей, занимающих ключевые позиции сегодня. То, что троечников неминуемо сменят двоечники, в общем можно было догадаться и раньше. И дело даже не в том, что начальник обычно не терпит подчиненных, которые умнее его. Начальники бывают разные.
Беда в том, что правящие круги систематически подавляли в своей собственной среде любые попытки думать стратегически или ставить неудобные вопросы о возможных последствиях собственных решений, живя исключительно сегодняшним днем и полагаясь на импровизацию. То, что по большей части все эти решения были не просто слабыми, но даже идиотскими, не имело значения до тех пор, пока крайнюю неэффективность управления можно было компенсировать практически неограниченными ресурсами, изымавшимися из экономики, лишенной перспективы развития. Ведь если не вкладывать средства в будущее, ресурсов, доступных для проматывания и разбазаривания, оказывается чрезвычайно много.
Не удивительно, что такая политика воспитала специфический тип обладающего властью наглеца, не только презирающего всех, кто стоит ниже него, но и ненавидящего всякое рациональное знание и научное мышление. Можно, конечно, жаловаться на реформы образования, из-за которых общество в целом деградирует, но среди людей, принадлежащих к правящим кругам, деградация шла гораздо быстрее, поскольку им даже плохое образование кажется ненужным, избыточным и вредным. Не удивительно, что такая публика сейчас, когда стало неожиданно не хватать ресурсов, начинает просто фонтанировать идеями: отменить изучение иностранных языков, закрыть «подозрительные» программы в университетах, разогнать популярных среди молодежи преподавателей и т. д. В распространении знаний они неожиданно увидели серьезную угрозу, от которой ещё недавно отмахивались.
Да, они работали многие годы на разрушение науки и образования, но считали решение этой задачи второстепенным по сравнению с более срочными делами — распилом бюджетов, покупкой дорогих квартир, вывозом капитала из страны. Но теперь, когда вдруг стало ясно, что начинаются тяжелые времена, вопрос о борьбе против научного знания и его носителей выходит на передний план.
К счастью, история показывает, что попытки остановить прогресс науки и человеческого знания неизменно заканчиваются провалом. Вопрос лишь в том, какова будет цена этого провала для общества.
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КАГАРЛИЦКИМ БОРИСОМ ЮЛЬЕВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КАГАРЛИЦКОГО БОРИСА ЮЛЬЕВИЧА.
Материал опубликован в Telegram-канале автора.