Уход ведущих производителей ноутбуков из России привел к резкому падению продаж в этом сегменте.
В первом квартале 2023 года продажи упали на 20% в штуках и на 33% в деньгах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные Holodilnik.ru. В «Ситилинке» оценивают снижение рынка в штуках на 30–35%.
Больше всего упали продажи HP (на 74% год к году), Acer (на 62%), Asus (на 67%), Dell (на 75%) и Apple (на 34%). Одновременно с этим наибольший рост показали китайские Haier (на 23%), ThundeRobot (более 100%), Chuwi (более 100%) и тайванской Gigabyte (на 42%).
Передел рынка задел и настольные компьютеры: их продажи упали на 6% год к году, до 278 тыс. устройств в первом квартале. В деньгах рынок просел на 31%, до 12,1 млрд руб. Сильнее всего упали продажи Lenovo, HP и российского Depo. При этом самым продаваемым брендом стал российский iRU, который увеличил свою долю на рынке с 15 до 20% за год.
Падение продаж объясняется в том числе ажиотажным спросом весной прошлого года, когда после начала войны и объявления об уходе из России ведущих производителей россияне бросились скупать технику.
В 2023 году россияне переключились на покупку устройств низкого ценового сегмента, отмечают в Holodilnik.ru. Так, спрос на ПК дешевле 18 тыс. руб. за год вырос на 84%, а на устройства до 25 тыс. руб. — на 73%. В то же время спрос на средний сегмент (от 50 тыс. до 150 тыс. руб.) снизился на 33%, а на дорогие модели (более 150 тыс. руб.) — на 77%. Среди ноутбуков самой популярной категорией стали устройства стоимостью 17–20 тыс. руб.
Доля российских ноутбуков в продажах в первом квартале этого года выросла вдвое за счет расширение ассортимента в базовом сегменте до 25 тыс. руб., отмечают в «М.Видео-Эльдорадо». Сейчас в магазинах сети представлено около 40 моделей российских компаний, включая Irbis, F+ и Prestigio.
Рост продаж российских решений связан с льготами для производителей и расширением мощностей внутри страны, говорит вице-президент производителя компьютеров Kraftway Ренат Юсупов. По его оценке, к концу 2023 года отечественные устройства могут увеличить долю в 1,5 раза за счет субсидий государства на закупку компонентов. Однако доля может и сократиться, если поставки по параллельному импорту будут расти, отметил глава департамента закупок ШПД Merlion Олег Фоменко.