Индия задерживает ряд платежей за российскую нефть из-за санкций Запада, сообщил в понедельник министр нефти и газа страны Панкаджа Джейна.
По его словам, задержка «иногда» имеет место, если сырье из РФ поставляется по цене выше «потолка», установленного странами G7 на уровне $60 за баррель.
В этом случае индийским импортерам приходится задействовать альтернативные каналы платежей, и поэтому они не осуществляются в срок. При этом «никто не останавливает нас при покупке нефти выше «потолка цены», подчеркнул Джейна: «Мы не используем западные услуги» (цитаты по Indian Express).
С начала войны Индия более чем в 30 раз увеличила импорт российской нефти, несмотря на призывы Запада присоединиться к санкциям за войну в Украине. По данным Reuters, в апреле на индийский рынок уходило 70% морского экспорта из РФ.
В апреле, впрочем, стало известно, что крупнейшие государственные банки Индии начали блокировать платежи за нефть из России, если она продается дороже $60 за баррель. State Bank of India и Bank of Baroda перестали выдавать аккредитивы НПЗ-импортерам и стали внимательно отслеживать стоимость поставок в индийских портах.
По официальным данным российского Минфина, нефть Urals — главный экспортный сорт — продается существенно ниже «ценового потолка»: за период с 15 марта по 14 апреля в среднем она уходила на экспорт по $51,15 за баррель.
Впрочем, эти данные не учитывают стоимость транспортировки. И в индийских портах российские баррели уже стоят дороже — $61,7 за баррель в марте, по данным Argus. Индийская таможенная статистика дает цену еще выше — более $70 за бочку, писали аналитики Goldman Sachs.
Перевозка нефти в обход санкций уже стоила западной страховки одному из крупных владельцев «теневого флота» танкеров, который был собран Россией для торговли с Азией.
На прошлой неделе стало известно, что Американского клуба страховщиков отказался предоставлять страховые услуги зарегистрированной в Индии Gatik Ship Management - компании, на балансе которой находится 48 танкеров общей вместимостью более 30 млн баррелей.
По словам источника Bloomberg, Gatik осталась без страховки на условиях «защита и возмещение», которая, в частности, покрывает риски в случае разлития нефти. Без нее танкерам компании может быть закрыт доступ в порты и проливы, например турецкие Босфор и Дарданеллы.