В марте страны Евросоюза решили использовать 1 млрд евро из Европейского фонда мира на финансирование производства 1 млн артиллерийских снарядов для Украины в течение года. Но они до сих пор не могут договориться, как именно потратить эти деньги.
Спор идет о том, должна ли европейская оборонная промышленность тоже получить выгоду от этого проекта или важнее поставить снаряды как можно быстрее, в том числе за счет закупок у сторонних поставщиков, пишет Financial Times.
Франция выступает за первый вариант. Такие страны, как Польша, считают, что при необходимости побыстрее достичь цели в 1 млн снарядов их можно закупить и, например, у США или Южной Кореи. Хотя пока идут споры, Украина продолжает страдать от нехватки боеприпасов, в Брюсселе настаивают, что юридическая формулировка действительна очень важна. Некоторые страны опасаются, что могут оказаться не у дел. Например, у шведских оборонных компаний есть крупные британские акционеры, у немецкой Rheinmetall есть заводы в Швейцарии, а многие европейские заводы закупают компоненты у турецких поставщиков.
В Париже не против акционеров и поставщиков из-за пределов ЕС, если производство будет осуществляться на заводах внутри союза и в Норвегии. Но некоторые страны считают, что не надо накладывать жестких ограничений. «Никто не спорит с тем, что у европейской оборонной промышленности должен быть приоритет, но, пока мы не уверены, что можем полностью выполнить заказ, нужно оставлять себе возможность для закупки [снарядов] где-то еще», – цитирует FT европейского дипломата.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба назвал неспособность европейцев договориться «обескураживающей»: «Для Украины цена бездействия выражается в человеческих жизнях».
Обсуждение продолжится на следующей неделе.