Попытки России уйти от долларов в расчетах с другими странами оборачиваются проблемами.
Индия уже год не может придумать, как перевести России более $2 млрд в оплату за оружие. В результате его поставки практически остановились, страна так и не получила два ракетных комплекса С-400 из предназначенных пяти. Кроме того, Россия приостановила выдачу средств в рамках кредитной линии на $10 млрд, предназначенной для закупки компонентов.
Проблема в том, что в Дели не хотят платить в долларах из-за опасений попасть под вторичные санкции США, рассказали Bloomberg несколько индийских чиновников. Рубли тоже не подходят, так как Индия не уверена, что может приобрести достаточное их количество на открытом рынке по приемлемому курсу. Москва же не хочет принимать рупии из-за высокой волатильности валютного курса.
Индийское правительство предложило российскому вложить рупии в государственные облигации и на рынке капитала Индии, но в Москве не сочли это привлекательной альтернативой, говорят источники Bloomberg.
По словам одного из них, рассматривался также вариант с евро и дирхамами ОАЭ, которые применяются при расчетах за поставки российской нефти. Но их использование в операциях с оружием может привлечь гораздо большее внимание США, стремящихся сократить приток валюты в Россию с помощью санкций, чем в случае с нефтью.
Обсуждается также фактический бартер — зачет платежей за оружие в счет поставок индийской продукции в Россию. Но реализовать его непросто, поскольку Россия и так имеет огромный профицит в торговле с Индией, сформировавшийся во многом в результате перенаправления в страну потоков российской нефти. В 2022 г. этот профицит составил $37 млрд (больше только в случае с Турцией и Китаем).
Ни одно из ведомств как с индийской, так и с российской стороны не ответило на запросы о комментариях.
Россия остается крупнейшим поставщиком вооружений для Индии, хотя в целом ее позиции на мировом рынке оказались сильно подорваны в результате катастрофических потерь военной техники в ходе войны с Украиной. По данным Oryx, Россия лишилась уже 10 087 единиц техники, включая 60 танков модели Т-90 (на вооружении индийской армии стоит более 1200 таких танков).
Экспорт вооружений из России в 2018–2022 гг. упал на 31%, а ее доля на мировом рынке оружия сократилась с 22 до 16%, подсчитал Стокгольмский международный институт исследований проблем мира. Крупнейшим покупателем была как раз Индия, но поставки для нее упали за пятилетний период на 37%.
Международные контракты часто остаются номинированы в долларах и евро, и перевод расчетов в валюты «дружественных» стран, которые часто являются неконвертируемыми или ограниченно конвертируемыми, увеличивает валютные риски, признает Банк России: «Они могут обладать более высокой волатильностью, при этом рынки производных финансовых инструментов в этих валютах, как правило, менее развиты, что осложняет хеджирование рисков». Вкупе с низким оборотом или дисбалансом в торговле (Россия имеет торговый профицит с большинством «дружественных» стран) это осложняет переход на расчеты в национальных валютах: «Спрос на соответствующую валюту на внутреннем рынке может не покрывать ее предложение или наоборот».
В условиях санкций приходится выстраивать альтернативные расчеты, но ситуация, когда «платежи по экспорту переходят на альтернативные расчеты быстрее, чем по импорту, иногда чревата невозможностью осуществления расчетов», рассуждает первый зампред ЦБ Ксения Юдаева.