Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Германия закрыла все АЭС, не оставив себе иного пути кроме тотального энергоперехода

(Данный материал был произведен в Гданьске для службы новостей Рейтер в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине)

ЛИТТЛТОН, штат Колорадо, 19 апр (Рейтер) - Отключение последних действующих ядерных реакторов Германии в прошедшие выходные означает, что у немецких производителей электроэнергии нет другого выхода, кроме как еще больше ускорить модернизацию энергетической системы.

Учитывая сильно ограниченные поставки природного газа после начала «спецоперации» России в Украине в феврале 2022 года, с остановкой атомных реакторов крупнейшая экономика Европы практически утратила и второй ключевой источник электроэнергии базовой нагрузки.

Солнечные и ветряные электростанции произвели в 2022 году почти на 40% больше электроэнергии, чем ядерные и газовые вместе взятые, некоторым образом компенсировав потрясения на рынке традиционного топлива, согласно данным аналитического центра Ember.

Однако непостоянный характер возобновляемых источников энергии - они подвержены внезапным перепадам в облачные или безветренные периоды - означает, что система электроснабжения Германии остается уязвимой к дефициту и потенциальной волатильности цен.

Резкий рост выработки электроэнергии на солнечных и ветряных источниках - на 19,5% и 10% соответственно в 2022 году - помог поднять общее производство электроэнергии в Германии на 0,2% в прошлом году, несмотря на 50-процентное падение выработки АЭС и сокращение на 11% производства гидроэлектроэнергии из-за засухи.

Но несмотря на государственную поддержку промышленной отрасли и снижение цен на электричество, общее производство электроэнергии в Германии в первом квартале 2023 года всё равно было на 10% меньше, чем за тот же период 2022 года.

Это говорит о том, что общий спрос остается низким по сравнению с уровнем начала 2022 года, и что предприятия неохотно идут на повышение энергопотребления, поскольку средние цены на электроэнергию по-прежнему более чем в два раза превышают средние цены 2017-2021 годов.

На фоне высоких цен и прогнозируемого роста спроса на энергоресурсы, производители электричества, скорее всего, прибегнут к увеличению использования угля в структуре генерации, особенно для обеспечения базовой нагрузки.

В последние годы благодаря усилиям, направленным на снижение загрязнения воздуха, природный газ начинал вытеснять уголь в структуре базовой нагрузки в Германии: с 2020 года на него приходилось около 17% электричества.

Однако закрытие атомных электростанций наряду с сокращением производства гидроэлектроэнергии означают, что уголь возвращается в качестве наиболее эффективного источника стабильной и доступной электроэнергии.

Если объемы производства на автомобильных и машиностроительных предприятиях страны будут расти, как ожидается, наряду с ростом производства на химических, сталелитейных заводах и предприятиях, выпускающих удобрения, производителям электроэнергии будет трудно удовлетворить возросший спрос, не прибегая к более широкому использованию угля.

Выглядит неловко для страны, которая стремится стать лидером в декарбонизации энергетики.

Более того, важная роль угля в энергетическом балансе Германии служит напоминанием о том, энергопереход страны еще далек от завершения и что потребуется гораздо более комплексная перестройка ее энергетической системы, прежде чем удастся реализовать представления немецких политиков об основанной на производстве экономике с низким уровнем выбросов.

Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:

Гэвин Магуайр является обозревателем Рейтер и выражает собственное мнение

(Гэвин Магуайр, перевел Томаш Каник)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку