МОСКВА, 18 апр (Рейтер) - Явным победителем в гонке за замещение российской нефти на европейских НПЗ является норвежский сорт Johan Sverdrup, свидетельствуют данные Refinitiv Eikon и информация от трейдеров.
Сорт Johan Sverdrup - новичок по сравнению с российской смесью Urals, так как его начали выпускать лишь в 2019 году.
Первоначально он поставлялся в основном в Азию, но введенный в декабре запрет ЕС на импорт российской нефти морским путем открыл для него европейский рынок, сделав его основным сырьем для нефтеперерабатывающих заводов в Германии, Польше и Финляндии.
Теперь уже производителям из РФ приходится платить за более длинные маршруты в Индию и Китай, а Johan Sverdrup стал одним из самых востребованных сортов нефти в северо-западной Европе.
Johan Sverdrup и Urals - среднекислые сорта с высоким выходом дизельного топлива, причем норвежский сорт очень близок по качеству к российскому конкуренту, но серы в нем содержится меньше.
Европейские нефтеперерабатывающие заводы импортируют широкий ассортимент марок нефти со всего мира, включая сладкую нефть из Казахстана, Азербайджана и Африки, используемую в том числе для производства нафты и бензина.
«Johan Sverdrup стал ключевым элементом в европейской нефтяной промышленности, фактически заменив Urals в качестве эталонного среднекислого сорта», - сказал Виктор Катона из Kpler.
Импорт смеси Johan Sverdrup в Польшу через порт Гданьск в марте подскочил до рекордного уровня - более 8 миллионов баррелей, показали данные Refinitiv Eikon.
Польша прекратила закупать российскую нефть в феврале - крупнейший переработчик PKN Orlen расторг единственный оставшийся контракт с Татнефтью.
Литовский НПЗ в Мажейкяе, принадлежащий PKN Orlen, также наращивает закупки Johan Sverdrup, приняв в этом месяце как минимум два груза общим объемом около 1,2 миллиона баррелей.
На этот сорт теперь также приходится не менее половины месячного импорта нефти в Финляндию, свидетельствуют данные Refinitiv Eikon.
Спрос поддержал дифференциал Johan Sverdrup на базисе FOB, который вырос вскоре после введения ЕС эмбарго на морские поставки Urals, а в феврале, по словам трейдеров, на некоторое время перешел в премию к цене Brent с немедленной поставкой.
ПРЕДЕЛЫ ДОБЫЧИ
Норвежская Equinor в настоящее время может производить 720.000 баррелей в сутки на месторождении Йохан Свердруп, но сообщила, что изучит возможность увеличения добычи до 755.000 баррелей в сутки.
В то время как Европа наращивает объемы закупок Johan Sverdrup, поставки этой смеси в Азию резко сократились.
По данным Refinitiv Eikon, в 2021 году азиатский спрос превысил 100 миллионов баррелей, тогда как в этом году было поставлено всего 2 миллиона баррелей.
Нефть Urals восполняет дефицит в Азии: в 2022 году продажи взлетели в 10 раз, а в этом году - еще больше.
Поставки Urals в Азию уже превысили половину прошлогоднего объема, свидетельствуют данные, указывая на рекордные продажи по итогам 2023 года.
Некоторое количество российской нефти всё еще поступает и в Европу. Болгария получила разрешение ЕС на продолжение импорта нефти Urals, а Словакия, Венгрия и Чехия продолжают закупать ее по трубопроводу Дружба.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Репортеры Рейтер, перевел Томаш Каник)