Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Авиакомпании могут лишиться самолетов Sukhoi Superjet из-за нежелания «Ростеха» отвечать за аварии двигателя

Марина Лысцева / ТАСС

Российские авиакомпании могут лишиться самолетов SSJ 100, если власти не назначат нового «разработчика двигателя» лайнеров, который возьмет на себя ответственность за его «французскую» часть.

Наделить полномочиями разработчика двигателя SaM146, установленного на SSJ 100, авиакомпании предлагают предприятие «ОДК-Сатурн», которое входит в ОДК «Ростех». Об этом говорится в письме Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) в адрес Минтранса, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на документ.

Двигатель SaM146 разработало совместное российско-французское предприятие Powerjet, 50% которого принадлежит «ОДК-Сатурн», а другие 50% — компании Safran. Поле начала войны французская сторона остановила поставки запчастей, техподдержку и ремонт двигателей, а также обязательства как разработчика двигателя.

Росавиация в июне 2022 года сертифицировала «ОДК-Сатурн» в качестве разработчика модификаций двигателя SaM146, который отвечает только за второстепенные изменения.

В итоге авиакомпании остались без структуры, которая должна обновлять каталоги запасных частей на двигатели SSJ 100, выпускать сервисные бюллетени и уточнять ремонтную документацию.

Без разработчика двигателя невозможно продление ресурса и никакие серьезные работы с ним, не предусмотренные эксплуатационной документацией, пояснил источник в одной из авиакомпаний. Некоторые типы работ «технически реализуемы, но документально не оформлены, ответственность в случае инцидентов остается размытой», уточнил другой собеседник.

«Разработчик двигателя отвечает за все, что происходит с двигателем, — от восстановления летной годности до продления его ресурса или нетиповых ремонтов, что по понятным причинам брать на себя никто не хочет», — говорит источник.

В этой связи у всех авиакомпаний возникает вопрос с продлением летной годности SSJ 100, отмечает собеседник в авиаотрасли. Ресурс двигателей, поставленных на первые партии SSJ, составляет 7580 циклов «взлет-посадка», более новых SaM146 — 8590 циклов.

В «Ростехе» поясняют, что французская Safran в рамках Powerjet отвечала за горячую часть двигателя, а «ОДК-Сатурн» — за холодную. «Это означает, что каждая сторона обладает технической документацией на свой вид работ, чего не имеет другая сторона. Таким же образом была распределена ответственность за поставку запчастей для выполнения ремонта и поддержки эксплуатации», — отметили в госкорпорации.

Из-за этого необходимо «заново создать ряд иностранных комплектующих, чем и занимается российская сторона», заключили в «Ростехе».

Продление ресурса SaM146 — серьезная работа, которая не может быть реализована без масштабного бюджетного финансирования, говорит исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. На фоне вложения больших ресурсов в SSJ New поддержание эксплуатации SSJ 100 может иметь более низкий приоритет, отмечает эксперт.

Российские авиакомпании могут потерять из-за санкций половину из 736 самолетов к 2026 году, говорится в отчете консалтинговой компании Oliver Wyman. Но уже к 2033 году авиафлот России будет составлять 554 единицы, так как начнется замещение западных судов собственными самолетами. Пока же сокращение числа бортов незаметно, поскольку они летают меньше почти на 28% по сравнению с допандемийным 2019 годом и экономят ресурс, подчеркивают эксперты.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку