Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Россия рискует стать экономической колонией Китая». В результате войны Москва забила гол в свои ворота, заявил директор ЦРУ

Rod Lamkey / CNP / ТАСС

Россия становится все более и более зависима от Китая и «с течением времени рискует стать его экономической колонией», считает бывший посол США в Москве, а ныне директор ЦРУ Уильям Бернс. Она теперь сильно зависит от Китая в сфере экспорта энергоресурсов и других сырьевых материалов, но это лишь одно из последствий развязанной Москвой войны, которую Бернс назвал «гигантским стратегическим провалом».

«Подумайте не только о потерях в живой силе и технике; не только об унижении, которое во многих аспектах пережили российские вооруженные силы, демонстрации их слабостей; о долгосрочном ущербе, который санкции и экспортные ограничения, а также исход из России более 1000 западных компаний окажут на ее экономические перспективы», – сказал Бернс, выступая в Институте публичной политики Бейкера при Университете Райса. Он также предложил вспомнить о том, что, начиная войну, Владимир Путин пытался ослабить и расколоть НАТО. В реальности же оказалось, что альянс продолжает проводить единую политику и даже расширяется: в него вступила Финляндия, и вскоре, по всей видимости, 32-ой страной в составе НАТО станет Швеция.

Если к этому добавить растущую зависимость России от Китая, сказал Бернс,

в сумме получается, с моей точки зрения, что путинская Россия забила чудовищный гол в свои ворота.

Товарооборот между Россией и Китаем увеличился в 2022 г. на 29,3% до $190 млрд. В самом этом факте не было бы ничего плохого, если бы рост не объяснялся сокращением внешнего рынка для российской нефти, угля и другого сырья, а также замещением в России западных товаров менее качественными китайскими. Если раньше российский нефтяной экспорт был хорошо диверсифицирован, то в марте этого года 91% поставок пришелся на Китай и Индию, по данным Vortexa. Китай закупал 1,65 млн баррелей в сутки (почти 49% экспорта российской сырой нефти), Индия – 1,43 млн, причем по сниженным ценам.

В этом году нефтяная зависимость России от Китая может вырасти еще больше – до 2,2 млн баррелей в сутки, а то и до 2,5 млн, если Китай решит закупать больше сырья для пополнения коммерческих или стратегических запасов, писал Bloomberg.

В свою очередь, российский автомобильный рынок, который раньше мог похвастаться предложением десятков западных и азиатских брендов, превращается в китайскую вотчину. С учетом того, что по итогам 2022 г. продажи новых автомобилей рухнули на 59%, доля китайских брендов увеличилась с 7,5% до 19,4%, по данным «Автостата».

Правительство пытается привлечь китайских производителей на оставленные западными концернами заводы, но ранее оно потратило долгие годы на глубокую локализацию производства (что стимулирует развитие местной экономики), в случае же с китайцами все надо начинать заново, указывает экономист, доцент РАНХиГС Вахтанг Парцвания. К тому же, в отличие от западных компаний, китайские становятся лишь партнерами российских, а не собственниками активов, поэтому не озабочены инвестициями и развитием местного производства.

Что касается унижения российской армии, о котором говорил Бернс, то, по оценкам американских военных, Россия потеряла в Украине от 189 500 до 223 000 человек, включая 43 000 погибших в ходе военных действий. Теперь власти стремительно создают такие условия для мобилизации россиян, от которых тем будет крайне сложно уклониться. Повестка будет считаться врученной, даже если человек не получил ее лично и не открыл в электронном виде на «Госуслугах». Уклонистов не будут выпускать за границу, ограничат в имущественных и других правах.

Потери же России в военной техники и вовсе катастрофические – уже 10 014 единиц, по данным Oryx, – в 3,2 раза больше, чем у ВСУ.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку