Десятки миллиардов долларов валютной выручки, которую российские компании получают за экспорт сырья, оседают в «серой зоне» офшорных счетов, не доходя до банковской системы России.
По итогам первого квартала крупнейшие российские экспортеры продали на Московской бирже $29,4 млрд — на 40% меньше, чем в октябре–декабре, следует из данных ЦБ РФ.
По сравнению со вторым и третьим кварталом прошлого года, когда экспортеры продавали примерно $20 млрд каждый месяц, приток валюты на российский рынок рухнул вдвое.
И хотя частично это стало результатом падения экспорта, это не единственный фактор — вопрос еще и в том, какую долю валюты экспортеры готовы продавать, указывает Виктор Тунев, экс-главный аналитик «Ингосстрах Инвестиции».
В феврале, по его расчетам, продажи 29 крупнейших компаний составили 31% экспортных доходов экономики, в феврале — лишь на 23%, а в январе — 31%, а в 2022 году — 39%.
При этом в прошлом году крупнейшие экспортеры, среди которых почти все нефтегазовые компании, продали валюты на 133% нефтегазовых доходов бюджета, тогда как до войны это было 200%.
Иными словами, «они продавали валюту в последние полгода только для уплаты налогов и дивидендов», делает вывод Тунев и спрашивает: «А где остальное?».
Ответить на этот вопрос однозначно не может даже ЦБ РФ. Часть выручки российских компаний действительно оседает на иностранных счетах, признала, выступая в Госдуме в среду, глава центробанка Эльвира Набиуллина
Но разбить отток капитала на составляющие, по ее словам, регулятор не может. «Когда компании держат деньги на депозитах в иностранных банках, они могут покупать импорт, это может быть авансирование импорта в том числе. Сейчас вы знаете, что потребовали партнеры больших авансов, большей предоплаты, почему возросла эта сумма, а может быть, действительно выведенный капитал, который не собирается возвращаться», — сказала Набиуллина.
Примерно $90 млрд из сырьевых сверхдоходов, полученных экономикой в прошлом году, осели в банковской системе Евросоюза, подсчитал старший научный сотрудник Сouncil on Foreign Relations Брет Сетсер на основе статистики Банка России и ЕЦБ. Пик накопления российских денег в Европе пришелся на первые месяцы войны — почти $80 млрд составил приток в банки еврозоны из РФ за январь–июнь. В третьем квартале эта сумма увеличилась еще примерно на $10 млрд.