Российские авиакомпании должны бронировать по пять–шесть мест на всех рейсах в летний сезон 2023 года для перевозки участников войны в Украине.
Соответствующее распоряжение перевозчикам дал замглавы Росавиации Владимир Потешкин, пишут «Известия» со ссылкой на телеграмму ведомства.
«Просим предоставить в Росавиацию информацию о номерах рейсов и маршрутах, на которых ваши авиакомпании смогут предоставить брони мест в период летнего сезона 2023 года», — говорится в документе.
Там же отмечается, что бронь будет автоматически сниматься за 12 часов до вылета самолета, если место будет не востребовано военным. В другой телеграмме Росавиации, отправленной в апреле, содержится просьба к перевозчикам организовать работу с военными в приоритетном порядке. Отдельное внимание они должны уделить тем, кто следует на лечение или после него.
«В текущих условиях считаем, что помощь перевозчиков в организации перевозок данной категории пассажиров будет существенным вкладом авиабизнеса в поддержку проводимой СВО», — пояснили в пресс-службе Росавиации.
В настоящее время перевозки участников войны осуществляются с помощью воинских перевозочных документов (ВПД): военнослужащие получают ВПД и обменивают его в кассе на билеты до места проведения отпуска и обратно, отметил источник в Минобороны.
«Но сейчас на рынке авиаперевозок сложилась ситуация, когда из-за повышенного спроса требуется покупать билеты за несколько недель или даже месяцев до начала отпуска. Бойцы не могут оформить бронирование на подходящие для них рейсы в такие сроки», — объяснил собеседник, добавив, что в ведомстве уже столкнулись с ситуацией, когда военнослужащие не могут улететь в отпуск из-за отсутствия билетов.
Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил давать отпуск участникам войны — не менее 14 дней раз в полгода. Правительство должно исполнить это поручение до 15 апреля.
Перевозчики согласны бронировать места для военных, однако опасаются, что лишатся части выручки из-за возможных пропусков рейсов со стороны участников войны, говорят источники в отрасли. Власти пока не обсуждают ни механизм бронирования, ни компенсации перевозчикам, уточнил один из собеседников. Еще один собеседник отметил, что в компаниях не понимают, на основе какого документа они должны резервировать места для военных.
«Для начала неплохо бы разработать конкретный механизм бронирования, ввести определенную новую категорию льготников», — заявил представитель «ИрАэро» Николай Бессонов.
Если на рейс не будут приходить один–два участника войны при средней стоимости билета около 15 тыс. руб., то потери авиакомпаний составят 300–700 млн руб. в месяц, подсчитала аналитик «Моих инвестиций» Елена Сахнова.
В высокий сезон авиакомпании летают со 100-процентной загрузкой, говорит исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. «По наиболее востребованным направлениям дефицит предложения стал реальностью уже в прошлом году», — заключил он.