МОСКВА, 11 апр (Рейтер) - Польша, крупнейший импортер сжиженного углеводородного газа из России, увеличила морские закупки СУГ в январе-марте 2023 года на 44,3% по сравнению с первым кварталом 2022 года до 279.000 тонн со 194.000 тонн, свидетельствуют данные трейдеров и статистики в терминале Refinitiv Eikon. По мнению участников рынка, росту морских поставок СУГ в Польшу как в прошлом году, так и в первом квартале 2023 года способствовала дешевизна ресурса, поступающего танкерами из Скандинавии и Северо-Западной Европы, по сравнению со стоимостью пропан-бутана, поставляемого в Польшу через сухопутные погранпереходы на востоке страны - из России и Казахстана. Трейдеры сообщили, что крупные импортеры в Польше - PKN Orlen и Primagaz, входящая в состав крупнейшего международного дистрибьютора СУГ SHV Energy , весной 2022 года отказались от закупок российского пропан-бутана и стали наращивать импорт СУГ через порты Гданьск (терминал Primagaz) и Щецин (терминал Orlen). Также в первом квартале 2023 года значительно нарастил импортную перевалку СУГ терминал компании Alpetrol в порту Гдыни (более чем в семь раз к январю-марту 2022 года), единственный морской порт, куда продолжает в небольшом количестве поступать СУГ из российской Усть-Луги. Дешевый ресурс на польском рынке привлек в последние месяцы покупателей из соседних стран: по оценке источников, ежемесячно из Польши реэкспортируется порядка 25.000-30.000 тонн СУГ в страны Центральной, Восточной Европы, в том числе Украину, и Балканского региона. Однако прирост морских поставок позволил Польше компенсировать выпавшие объемы. «Доля поставок СУГ из портов Польши напрямую на рынок Украины невелика. Скорее, происходит замещение - объемы СУГ с восточных терминалов Польши по железной дороге идут на Балканы, автотранспортом в основном отгружаются в Украину, а из портов идут на внутренний рынок Польши», - сказал один из источников в отрасли. По данным системы слежения за судами в терминале Refinitiv, основным поставщиком СУГ в порты Польши в январе-марте 2023 года стала Швеция, на долю которой пришлось 59,7% (167.000 тонн) от общего объема морского импорта, другими крупными поставщиками стали Великобритания, Нидерланды и Норвегия с долей 10,6%, 10,0% и 9,8% соответственно. Доля морских поставок СУГ из России в Польшу в первом квартале 2023 года выросла до 6,7% с 2,9% в январе-марте 2022 года из-за увеличения отгрузок Сибуром из Усть-Луги до 19.000 тонн с 6.000 тонн. Основным портом выгрузки морских партий СУГ в Польше в январе-марте текущего года остался Гданьск с долей в 55% (154.000 тонн) от общего объема поставок в порты, на долю Щецина и Гдыни пришлось соответственно 20,7% и 24,3%. Польша увеличила морской импорт СУГ в 2022 году на 73% по сравнению с 2021-м - до 1,014 миллиона тонн с 585.000 тонн, по расчетам Рейтер, основанным на данных Refinitiv. Ниже в таблице приведены данные по морскому импорту СУГ Польши в разбивке по странам портов отгрузки в январе-марте 2022-2023 годов, в тысячах тонн: Страна янв-мар янв-мар +/-, в %, отгрузки 2022 2023 янв-мар янв-мар 23/22 23/22 Швеция 164 167 3 2,0 Норвегия 21 28 7 31,1 Великобритания 3 30 26 751,4 Нидерланды 0 28 28 - Россия 6 19 13 238,0 Бельгия 0 5 5 - Дания 0 3 3 - Итого 194 279 86 44,3 Ниже в таблице приведены данные по морскому импорту СУГ Польши в разбивке по портам выгрузки в январе-марте 2022-2023 годов, в тысячах тонн: Порт янв-мар янв-мар +/-, в %, выгрузки 2022 2023 янв-мар янв-мар 23/22 23/22 Гданьск 128 154 26 20,3 Щецин 57 58 1 2,3 Гдыня 9 68 59 630,7 Итого 194 279 86 44,3