Федеральная таможенная служба России вторые сутки не может справиться с масштабным сбоем в работе IT-систем, который парализовал работу таможенных постов по всей стране и обрушил механизмы оформления грузов.
Проблемы, которые возникли утром в понедельник, к началу дня вторника решить так и не удалось. ФТС объяснила происходящее внешней хакерской атакой и объявила о нештатной ситуации первой категории.
«В связи с участившимися случаями кибератак на информационные ресурсы ФТС России временно ограничен доступ к официальному веб-сайту ФТС России и личному кабинету участника ВЭД с IP-адресов, расположенных за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза», — цитирует VPost сообщение, которое получили операторы таможенных услуг и внешнеторговые компании.
По словам источника издания, на Дальнем Востоке ФТС перешла на бумажный документооборот и предлагает отправлять таможенные декларации по факсу. «Вчера инспекторам даже компьютеры не включали — боялись, что вирус распространится. Но все сидели на местах — вспоминали, как работать с бумажными декларациями», — поясняет он.
Но это не помогает. Задержки в оформлении грузов сохраняются на всех таможенных постах и переходах. Серьезно затруднены поставки в Россию товаров из Европы и Азии. Встали таможенные пункты на границах с Китаем на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале. В Читинской таможне подтвердили, что сбои в работе программных средств продолжаются и они перешли на бумажное оформление грузов.
Огромные очереди возникли на границе с Эстонией и Латвией в Псковской облатсти. Газета «Псковская губерния» сообщает, что стоять приходится по 8-9 часов.
Запрет подключаться к системам ФТС из-за рубежа только усугубил ситуацию. «Теперь „релоканты“ — а их не так уж мало среди сотрудников экспортно-импортных компаний — могут таможить грузы только через VPN, а это, честно скажем, мазохизм», — жалуется источник VPost в одной из логистических компаний.
Таможенные декларации не оформляются уже два дня. «Короче, коллапс», — пишет гендиректор агентства «Инфраньюс» и специалист по логистике Алексей Безбородов: «Примерно понимая организацию процессов в ФТС, очевидно, что диверсия».
Похожий сбой системы ФТС переживали прошлой весной. Но масштаб происходящего на этот раз рекордный. «Вся страна стоит, такого еще не было», — жалуется источник Newsvl.ru в сфере таможенного оформления.
По его словам, в Дальневосточном таможенном управлении сообщили, что «из Москвы должны прислать рекомендации по запуску систем, после 16:00 по Владивостоку», пока же чиновники таможни вспоминают, как работать с бумажными носителями.