Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

ПРОГНОЗ-Рынок труда снова в фокусе ФРС на фоне отступления финансового хаоса, высокой инфляции

ВАШИНГТОН, 7 апр (Рейтер) - Данные о занятости и оплате труда в США, выходящие в пятницу - завершающая порция ключевой статистики перед решением ФРС о ставках. Чиновники Федрезерва рассчитывают на замедление роста числа вакансий в стране в надежде на то, что оно поможет им в борьбе с высокими темпами инфляции.

Экономисты предполагают, что с точки зрения ФРС данные за март окажутся весьма скромными: на прошлый месяц выпал крупнейший банковский крах с финансового кризиса 2007-2009 годов, в результате которого внимание чиновников – пусть и ненадолго – переключилось с инфляции на вопросы финансовой стабильности.

После того, как худшее, что могло произойти с финансовым сектором, похоже, удалось предотвратить, акценты вновь смещаются на реальную экономику. Занятость и рост зарплат, вероятно, останутся выше уровней, которые, как считается, соответствуют цели ФРС в отношении инфляции в 2%.

Второстепенные статистические индикаторы – например, менее внушительный рост числа рабочих мест в ряде секторов - могут указывать на замедление экономики и ослабление потребительского спроса. Такое положение дел несет в себе неочевидные сразу преимущества в виде возможного снижения темпов роста цен.

В то же время основные данные, вероятно, не смогут обрадовать американского регулятора. Опрошенные Рейтер экономисты ожидают роста занятости в марте на 239.000 при увеличении почасовой оплаты труда на 4,3% в годовом выражении и сохранении безработицы на уровне 3,6% - такое значение индикатора наблюдалось менее 20% времени со времен Второй мировой войны. Публикация отчета Минтруда США запланирована на сегодня в 15:30 МСК.

Для сравнения, рост занятости в десятилетие до пандемии COVID-19 составлял в среднем около 180.000 в месяц, а темпы увеличения зарплат сохранялись вблизи 2%-3%, что соответствует ориентиру ФРС в отношении роста индекса потребительских расходов (PCE) на 2% в год.

PCE вырос на 5% в феврале и на 4,6% без учета энергоносителей и продуктов питания – до неприемлемо высокого для ФРС уровня, причем снижение показателя наметилось лишь в последнее время и продвигается крайне медленно.

Грегори Дако из Parthenon считает, что сжатость рынка труда останется доминирующей характеристикой текущего делового цикла в силу по-прежнему высокого числа открытых вакансий, хотя он и прогнозирует замедление роста количества рабочих мест за март до 150.000.

С учетом этих факторов разумно ожидать от ФРС повышения процентной ставки еще на 25 базисных пунктов в ходе заседания 2-3 мая.

ВСЁ ЕЩЕ ГОРЯЧО?

Вопрос теперь состоит в том, как долго продлится текущий деловой цикл и прорвутся ли на поверхность ростки масштабного экономического спада.

В ходе мартовского заседания чиновники ФРС спрогнозировали к концу 2023 года медианный уровень безработицы в 4,5%, что подразумевает относительно резкий скачок числа незанятых – в прошлом это означало бы, что рецессия в самом разгаре.

Представители Федрезерва никогда не скажут, что их конечная цель состоит в том, чтобы вызвать рецессию. Однако они также прямо говорят, что в текущей ситуации на трудоспособных граждан приходится слишком много вакансий, а это прямой путь к росту зарплат и цен с вытекающим эффектом самоусиления.

«Рынки труда по-прежнему остаются довольно, я бы сказала, разгоряченными. Безработица все еще находится на очень низком уровне, - сказала председатель ФРБ Бостона Сьюзан Коллинз в интервью Рейтер на прошлой неделе. – До тех пор, пока рынки труда не остынут, хотя бы в некоторой степени, мы вряд ли увидим замедление (экономики), которое нам, вероятно, необходимо (для снижения инфляции до целевого уровня ФРС)».

Тем не менее, перемены могут быть уже не за горами.

Дако отметил снижение на 0,3% среднего недельного количества отработанных часов в феврале, что, по его словам, свидетельствует о более серьезном замедлении рынка труда.

Рост числа рабочих мест в США в январе и феврале оказался сильнее, чем ожидалось, и на непродолжительное время заставил чиновников ФРС задуматься над тем, что им, возможно, придется вернуться к более значительным повышениям ставок, но эти настроения угасли после череды банкроств банков.

Экономисты Conference Board придерживаются медвежьей позиции, утверждая, что рецессия, скорее всего, начнется в период до конца июня. При этом старший экономист аналитического центра Фрэнк Стимерс отмечает, что «может пройти еще некоторое время, прежде чем произойдет повсеместное сокращение рабочих мест».

ВНИМАНИЕ НА УСЛУГИ

Лед, возможно, уже частично тронулся.

Министерство труда США в четверг опубликовало пересмотренные данные о занятости, из которых следует, что число граждан, получающих пособия по безработице, оказалось на 100.000 человек больше, чем предполагалось ранее. Кроме того, компания Challenger, Gray & Christmas сообщила, что с начала года по март было зафиксировано 270.000 увольнений – это максимальный квартальный показатель с 2009 года, если не брать во внимание период пандемии.

Однако для ФРС это лишь одна из частей мозаики. Связь между «провисанием» на рынке труда и снижением инфляции может зависеть от того, где и в какие сроки замедлится рост занятости.

Новое исследование ФРБ Канзас-Сити показало, что этот процесс может оказаться более инертным, чем ожидалось, поскольку отрасль услуг, которая в настоящее время стимулирует рост заработной платы и инфляции, является наименее чувствительной к изменениям в денежно-кредитной политике.

В случае таких отраслей, как обрабатывающая промышленность и жилищное строительство, наблюдается давно знакомая закономерность: при росте процентных ставок кредитование становится более накладным, а спрос и занятость замедляются. Однако сфера услуг, на которую приходится львиная доля экономики США, отличается большей вовлеченностью трудовых кадров и меньшей уязвимостью при изменении процентных ставок, указали экономисты ФРБ Канзас-Сити Карли Дилтс Стедман и Эмили Поллард.

«Сектор услуг, в частности, значительно повлиял на инфляцию в последнее время, что отражает сохраняющийся дисбаланс на рынках труда, где предложение остается ограниченным, а спрос - устойчивым», - отмечают экономисты.

«Поскольку предоставление услуг, как правило, менее капиталоемко, а потребление услуг реже финансируется, оно также имеет тенденцию менее быстро реагировать на повышение процентных ставок. Таким образом, денежно-кредитной политике может потребоваться больше времени, чтобы повлиять на ключевой источник текущей инфляции».

Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:

(Говард Шнайдер)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку