Российские аэропорты не могут зарегистрировать и законно эксплуатировать спецтехнику, что ставит под угрозу их «нормальное функционирование».
В частности, аэропортам не удается узаконить использование низкопольных перронных автобусов, самоходных пассажирских трапов, противообледенительных машин, самоходных платформенных транспортеров-перегружателей и другой техники, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо Международной ассоциации аэропортов (МАА) в Минпромторг и Минтранс.
Согласно решению Евразийской экономической комиссии (ЕАК), с 2015 года на аэропортовую технику требуется оформлять «паспорта самоходной машины и других видов техники». Без такого паспорта ее нельзя поставить на учет в органах Гостехнадзора и оформить госномер. При этом закон «О транспортной безопасности» запрещает эксплуатировать такую технику.
Но аэропорты получают отказы в регистрации техники после перехода с 1 ноября 2022 года на электронные паспорта транспортных средств (ЭПТС) и самоходных машин (ЭПСМ), рассказали источники в аэропортах. Они столкнулись с тем, что правила госрегистрации, записанные в 297-ФЗ «О самоходных машинах и других видах техники», не распространяются на аэропортовую спецтехнику.
Вместе с тем контролирующие ведомства требуют обязательной регистрации: номера нужны для оформления пропусков при перемещении техники, уточнили источники в трех крупных аэропортах.
Поставщики спецтехники подтверждают проблему. «Поставка ранее законтрактованных машин осложнена отсутствием ЭПСМ на технику», — отметили в ГК «Инфраструктурный проект». В другой компании-импортере также сказали, что у них копится техника, которую не могут передать заказчикам без паспортов.
С ростом пассажиропотока летом ситуация может стать критической, отметили несколько источников. «Техники будет не хватать: придется гонять без номеров, рискуя налететь на проверки, так как безопасность полетов важнее», — отметил один из источников. «Дешевле сразу закрыть аэропорт, чем платить штраф за каждый выезд без номеров», — говорит другой собеседник.
Выходом из сложившейся ситуации может быть возврат к действовавшим до решений ЕЭК нормам, говорит гендиректор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев. «Это спецтехника, которая не используется нигде за пределами аэродромов, при этом аэропорты и лизингодатели отвечают за ее учет, страхование и состояние самостоятельно, поэтому требование о номерах избыточно», — пояснил он.
Официальный представитель АО «Электронный паспорт» (входит в «Ростех», оформляет ЭПТС) Борис Ионов признал наличие «парадокса»: самоходная техника с двигателем мощностью более 4 кВт подлежит учету и на нее необходимо получать ЭПТС с регистрацией в Гостехнадзоре. Однако аэропортовая техника, согласно 297-ФЗ, не подлежит регистрации. По словам Ионова, этот вопрос требует проработки профильных ведомств.