Конституционный суд может изменить свою позицию по отмене моратория на смертную казнь в связи с «изменившейся международной ситуацией», заявил депутат Госдумы от «Единой России» Олег Морозов.
«С учетом изменившейся международной ситуации, деградации международной правовой системы, позиция Конституционного суда от 2009 года может быть, на мой взгляд, уточнена», — сказал Морозов (цитата по «РИА Новости»). По его словам, российское общество выступает за смертную казнь, но для ее введения необходимо найти политическую волю. «Все остальное — вторично и решаемо», — заверил депутат.
До этого лидер «Справедливой России — За правду» Сергей Миронов обратился к главе Конституционного суда Валерию Зорькину с предложением вернуть смертную казнь, пишет ТАСС со ссылкой на письмо депутата.
«Прошу Валерия Зорькина пересмотреть позицию КС РФ о моратории на смертную казнь, связанную еще со вступлением России в Совет Европы. Мы давно не в СЕ. На фоне атак и терактов укронациков нужно возвращать смертную казнь для террористов и их пособников», — написал в твиттере Миронов.
Отменить мораторий на смертную казнь призвал и лидер ЛДПР Леонид Слуцкий. «То, что произошло с нашим товарищем, с [военкором] Владленом Татарским, то, что сейчас происходит на полях специальной военной операции, стучит в наше сердце с тем, чтобы мы пересмотрели эту норму [мораторий на смертную казнь]», — заявил Слуцкий на пленарном заседании Госдумы.
Также вернуть смертную казнь в России потребовал депутат Андрей Гурулев. На передаче у пропагандиста Владимира Соловьева он предложил вернуть понятие «врага народа» и массовые расстрелы. «Пристрелим — наверное, будет хорошо», — сказал Гурулев. Кроме этого он предложил вернуть трудовые лагеря, где «врагов» заставят «пожизненно махать кайлом на железной дороге в Магадане без права амнистии». «Они там сдохнут на этой железной дороге и будут под ней похоронены», — добавил депутат.
Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в конце прошлого года подчеркнул: возвращение к практике применения смертной казни в России при действующей Конституции невозможно. «Только лишь изменение Конституции <...> может послужить основой для возобновления смертной казни», — сказал он.
Зорькин пояснил: Основной закон устроен таким образом, что для изменения статьи 20 второй главы, где содержатся положения о праве каждого на жизнь и о смертной казни как виде наказания, потребуется фактически принять новую Конституцию.