Рубль продолжает дешеветь на Московской бирже, обновляя минимумы с первого месяца войны в Украине. На торгах в четверг впервые с апреля 2022 года курс доллара поднялся выше 80 рублей, евро пробил отметку 88, а юань подобрался к уровню 12 рублей.
С начала года рубль подешевел на 15% к доллару, а к европейской и китайской валюте — на 18%. «В итоге, если в 2022 году рубль возглавил рейтинг валют развивающихся стран, то в 2023 откатился в аутсайдеры», — отмечает директор по инвестициям ИК «Локо-Инвест» Дмитрий Полевой.
Сопоставимые с рублем темпы падения демонстрируют египетский фунт (на 20% с начала года), замбийская квача (на 17%), а хуже рубля выглядят разве что валюты-банкроты, такие как иранский риал или доллар Зимбабве.
«Все основные сырьевые валюты — мексиканский и колумбийский песо, бразильский реал — чувствуют себя заметно лучше рубля», — констатирует Полевой.
На 12:32 мск доллар с расчетами «завтра» дорожает на 1,2%, до 80,79 рубля; евро — на 1,7%, до 88,16 рубля; юань — на 1,3%, до 11,72 рубля.
Российский валютный рынок испытывает нарастающий приступ слабости по мере того, как приток экспортных доходов падает, а отток капитала увеличивается.
Продажи валютной выручки экспортерами, по данным ЦБ, за декабрь–февраль схлопнулись вдвое (менее $8 млрд в месяц). А спрос на валюту стал больше, поскольку западные компании уходят, распродавая активы в юрисдикции РФ, указывает Михаил Шульгин, начальник отдела глобальных исследований «Открытие Инвестиции».
Правительственная комиссия разрешила вывести из России более $1 млрд британской Shell за долю в проекте «Сахалин-2», а также одобрила продажу российских активов испанскому ретейлеру одежды Inditex. Физлица также продолжают активно выводить деньги за рубеж — и на это может уходить несколько миллиардов долларов в месяц, оценивает Егор Сусин, управляющий директор ГПБ Private Banking.
«С начала года на рынке ждали ослабление курса, но не с такой скоростью, — удивляется Полевой. — Последний рывок вниз и вовсе происходит на фоне растущих цен на нефть и объемов морского экспорта нефти и нефтепродуктов».
Курс доллара может подняться до отметки 85 рублей, если не вмешается ЦБ, считает Шульгин. И хотя волна девальвации сулит ускорение инфляции, власти ситуация на рынке, похоже, не беспокоит, добавляет он: с апреля Минфин сокращает продажи юаней из ФНБ по бюджетному правилу более чем на треть — с 120 до 75 млрд рублей в месяц.
«Ползучее, день за днем, ослабление рубля, по канонам жанра, вряд ли окончится его увязанием вблизи нынешних всё ещё комфортных отметок», — пессимистичен Андрей Хохрин, гендиректор «Ивола Капитал. Более вероятен, считает он, «полет к драматичным для восприятия значениям».