Кремль, похоже, окончательно отказался от варианта отправки граждан на войну с Украиной путем мобилизации. Сохраняя для себя эту возможность — указ Путина о мобилизации продолжает действовать, — этой весной власти явно усилили кампанию по привлечению к службе по контракту.
Наши собеседники, участвовавшие в организации мобилизации в сентябре прошлого года, не видят признаков приближающейся новой волны мобилизации. Вместо этого принято решение заманивать граждан на службу по контракту. По их словам, сейчас Минобороны выполняет обещанный в прошлом году министром Сергеем Шойгу план по постепенной замене мобилизованных контрактниками — и этим объясняется кампания по привлечению на контрактную службу.
«Если бы с нами реально воевала вся мощь НАТО, то тут мобилизация была бы понятна и все мы тогда пошли бы защищать родину. Но сейчас зачем?» — рассуждает один из высокопоставленных собеседников, добавляя, что мобилизованные не могут «исполнять свой гражданский долг вечно».
На коллегии Минобороны в конце прошлого года Шойгу сообщил о планах повысить численность военнослужащих в армии, в том числе за счет контрактников. Министерство официально объявило, что в 2023 году планирует привлечь 521 тысячу служащих по контракту (это на 116 тысяч больше, чем в последние довоенные годы). Так же, как и в случае с призывом, регионы каждый год получают от Минобороны план по желаемому числу контрактников.
«Так было всегда», — объясняет собеседник в одном из регионов, отмечая, что у него в регионе план по контракту в этот раз больше прежнего, но не драматически.
Показательно, что в начале этой недели уже даже московские власти, пытающиеся по возможности дистанцироваться от темы войны, запустили специальный сайт, горячую линию и чат-бот в Телеграме для желающих пройти военную службу по контракту. Там заключившим контракт обещают всевозможные выплаты — в том числе от мэра Сергея Собянина, у которого этой осенью выборы, — и льготы членам их семей. Слово «Украина» там не упоминается ни разу.
«Есть люди, которые не нашли себя в гражданской жизни», — так описывает один из источников тех, на кого нацелена агитация заключить контракт. Он напоминает, что ответственности за отказ заключить контракт нет и чтобы пойти на контрактную службу, нужно уволиться со своей текущей работы. Поэтому, в отличие от мобилизации, по его словам, в случае с контрактной службой сохраняется «свобода выбора».
Однако есть более уязвимые для принуждения к подписанию контракта люди — это призывники. Жалобы на то, что срочников заставляют заключить контракт — обычное дело. А власти сейчас очевидно прикладывают усилия, чтобы повысить число призванных на срочную службу. Госдума в четверг, 6 апреля, вернет во второе чтение законопроект об изменениях правил призыва в армию — процедуры, которая не менялась десятилетиями. Год назад, в самом-самом начале войны депутаты под шумок намеревались поменять правила призыва на военную службу. Внесенный тогда законопроект обязывал призывников самостоятельно являться в военкомат без повестки. Депутаты незаметно приняли его во втором чтении за два дня до начала войны, а третье хотели провести в начале марта 2022.
Тогда благодаря резонансу история затихла и процедура призыва осталась прежней. Но тогда не было понятно, как будет разворачиваться конфликт в Украине, сколько он продлится, какие будут нужны ресурсы. Теперь же ситуация изменилась.
Зачем законопроект возвращают во второе чтение? Председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов заявил, что в документе нужно лишь поправить дату вступления в силу. Но возврат во второе чтение означает, что в документ могут вносить и смысловые правки. В том числе дополнять его новыми положениями.
За день до старта весеннего призыва представитель Генштаба сообщил, что благодаря цифровизации военкоматов их работники теперь будут оповещать граждан о призыве электронным способом. В тот же день «Госуслуги» отключили возможность удаления учетной записи. Зампредседателя комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин проговорился, что рассылка повесток через «Госуслуги» будет приравнена к личному вручению, а удаление аккаунта считаться уклонением.
Действующее законодательство при этом никаких электронных повесток не предусматривает: сейчас повестка считается врученной только лично под роспись. Но уже даже сам министр обороны Шойгу говорит об электронном оповещении о призыве как о факте.
Вполне возможно, что депутаты возвращают тот самый законопроект во второе чтение, чтобы вписать в него электронные повестки через Госуслуги и узаконить их.