МОСКВА, 5 апр (Рейтер) - Сибур, крупнейший производитель и экспортер сжиженного углеводородного газа (СУГ) в России, в 2023 году кардинально изменил географию отгрузок СУГ из балтийских портов Усть-Луга и Палдиски, перераспределив объемы в страны Африки, Ближнего Востока и Азии, свидетельствуют данные источников в отрасли. Евросоюз с 5 февраля ввел эмбарго на импорт нефтепродуктов российского происхождения, но СУГ под запрет не подпал. Тем не менее покупатели в ЕС еще в прошлом году стали отказываться от сжиженного газа из РФ, стараясь перестраховаться от возможных санкционных рисков. «Большинство покупателей в Европе отказались от СУГ Сибура, и Сибур был вынужден искать новые каналы сбыта», - поделился мнением один из трейдеров. Сибур отказался от комментариев. Сибур, потеряв крупных потребителей в Европе, в марте-апреле прошлого года вынужден был перенаправлять ряд своих танкеров-газовозов с пропан-бутаном из региона ARA в Турцию, что значительно увеличило сроки оборачиваемости судов, находящихся в тайм-чартере (долгосрочной аренде) у компании. В дальнейшем компания начала выстраивать новую модель отгрузок СУГ из российской Усть-Луги с последующей перевалкой на суда-газовозы большего водоизмещения и перенаправлением на другие рынки, прежде всего в страны Африки, Ближнего Востока и в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). При этом если в июне-июле прошлого года STS-операции проводились в акватории портов в регионе ARA (Амстердам-Роттердам-Антверпен), то начиная с августа перевалка борт-борт на регулярной основе осуществляется в эстонском порту Палдиски, следует из данных системы слежения за судами в терминале Refinitiv. Помощь в организации схемы STS-перевалки в эстонском порту Палдиски оказывает Сибуру международный трейдер Trafigura, сообщили участники рынка. По их данным, Trafigura выкупает у Сибура объемы в порту Палдиски, перегружает сжиженный газ с танкеров, приходящих из Усть-Луги, на газовозы класса MGC (medium gas carriers, партии СУГ размером до 22.000 тонн) или LGC (large gas carriers, партии СУГ размером до 44.000 тонн) с дальнейшим их перенаправлением вокруг Европы в страны Африки, Ближнего Востока или АТР. Сибур отказался от комментариев. Trafigura не подтвердила Рейтер своё участие в данной схеме, сообщив, что помогает клиентам с обеспечением ресурсами. «Trafigura продолжает взаимодействовать с клиентами и правительствами, чтобы понять их потребности и предоставить энергетические товары и ресурсы, в которых они нуждаются, в условиях серьезного нарушения товарных рынков», - сообщил представитель Trafigura на английском языке в письменном ответе на запрос Рейтер. Согласно расчетам Рейтер, основанным на данных системы слежения за судами в терминале Refinitiv Eikon, доля поставок СУГ напрямую из Усть-Луги и с использованием схемы «борт-борт» (ship-to-ship, STS) в эстонском порту Палдиски в страны Африки, Ближнего Востока и АТР в январе-марте 2023 года составила 85-86%, или 192.000 тонн от общего объема отгрузок 225.000 тонн. В первом квартале прошлого года на страны вне Евросоюза и Великобритании приходилось всего 18%, или 43.000 тонн из 237.000 тонн, отгруженных из Усть-Луги. При этом доля прямых поставок СУГ из Усть-Луги в страны Евросоюза и Великобританию в первом квартале 2023 года упала в шесть раз - до 14-15%, или 33.000 тонн, против 82%, или 194.000 тонн в январе-марте 2022 года, по расчетам Рейтер. Сибур нарастил экспорт СУГ через Усть-Лугу в 2022 году на 27% по сравнению с 2021-м до 746.000 тонн. На долю поставок в Усть-Лугу пришлось около 53% от общего объема экспорта с заводов Сибура в 2022 году, другим основным направлением были сухопутные поставки в Польшу - около 43%, или 614.000 тонн СУГ. Ниже в таблице приведены данные по отгрузкам СУГ из Усть-Луги с разбивкой по странам нахождения портов назначения в январе-марте 2022-2023 годов, в тысячах тонн: Страна порта янв-ма янв-ма +/-, в %, выгрузки* р 22 р 23 янв-мар янв-мар 23/22 23/22 Эстония** 31 122 90 287 Турция 0 59 59 - Финляндия 40 11 -29 -72 Нидерланды 45 0 -45 -100 Германия 38 0 -38 -100 Бельгия 22 0 -22 -100 Польша 6 16 10 190 Великобритания 21 0 -21 -100 Марокко 12 0 -12 -100 Франция 11 0 -11 -100 Испания 11 0 -11 -100 Иордания 0 11 11 - Греция 0 6 6 - Итого 237 225 -12 -5 * - порт и страна назначения не всегда являются конечными точками выгрузки СУГ, возможны перенаправления на другие страны; ** - перевалка в порту Палдиски по схеме «борт-борт» LPG shipments from Ust-Luga to Europe and non-European countries 04.04.23 https://tmsnrt.rs/434797c ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ ^^^^^^^^^^>